Что такое мамона? Любовь божья Не можешь служить двум господам.

Папа Павел VI о Харизматическом Обновлении в Католической Церкви

На первой Международной Лидерской конференции Католического Харизматического Обновления - 1973


"Мы радуемся с вами, дорогие друзья, обновлению духовной жизни, которая проявляется в Церкви сегодня, в разных формах и в различных местах. В этом обновлении появляются некоторые общие черты: вкус к глубокой личной и совместной молитве, возвращение к созерцанию и с акцентом на прославление Бога, и жажда посвятить себя полностью Христу, готовность отвечать на зов Духа Святого, более прилежное чтение Святого Писания, глубокая братская преданность, желание сделать вклад в служение церкви. Во всем этом мы можем узнать тайны работы Святого Духа, который является душой Церкви".

В ходе Синода епископов в 1974

Святой Дух был послан в день Пятидесятницы для того, чтобы Он мог вечно освящать Церковь, и, таким образом, все верующие будут иметь доступ к Отцу через Христа в одном Духе. Он Дух жизни… Дух живет в Церкви и в сердцах верных как во храме. В них Он молится и свидетельствует о том, что они услновленные дети. Дух руководит Церковью во всей полноте истины и дает Ей единство общения и служения. Он украшает Ее и направляет Ее при помощи различных даров, иерархических и харизматических, он убирает Ее плодами Своей благодати. Силой Евангелия Он дает Церкви расти, постоянно обновляет Ее …»

Вы выбрали Рим в этом Юбилейном году для того, чтобы отпразновать свой Международный Конгресс, дорогие сыновья и дочери; вы просили нас встретиться с вами и обратиться к вам с проповедью. Таким образом, вы показываете вашу привязанность к Церкви, основанной Иисусом Христом и ко всему, что это представляет для вас Кафедра Петра. Это страстное желание быть частью Церкви – это верный знак действия Святого Духа.

Как мы говорили в пршлом Октябре в присутствии некоторых из вас, Церковь и мир больше чем когда-либо нуждаются в том, чтобы чудо Пятидесятницы продолжалдось в истории … Ничто так не важно для этого все более и более секуляризованного мира, чем свидетельство «духуовного обновления», которое мы видим что Святой Дух пробуждает в самых разных местах и средах … Как же это «духовное обновление» может не быть «шансом» для Церкви и для мира? И как в этом случае, можно не предпринять все усилия, чтобы так это и оставалось?

О книге Кардинала Сюненса "Новая Пятидесятница?"

Я хотел бы сослаться на книгу, написанную Кардиналом Сюненсом, которая называется "Новая Пятидесятница?", в которой он описывает и обосновывает это ожидание обновления. Щедрое излияние сверхестественных даров, которые называются харизмами, может и в правду ознаменовать ниспосланный Богом час в истории Церкви.

Папа Иоанн Павел II о Харизматическом Обновлении в Католической Церкви

"Энергичность и плоды Обновления действительно свидетельствуют о мощном присутствии Святого Духа в Церкви все эти годы спустя Второго Ватиканского Собора. Благодаря Духу, Церковь постоянно сохраняет молодость и жизненные силы. И Харизматическое Обновление - это яркое проявление данной жизненной силы в наши дни, мощное подтверждение того "что Дух говорит Церквям" (Откр. 2:7), теперь, когда мы походим к концу второго тысячелетия."

Международным лидерам Харизматического обновления 1979

«Я всегда принадлежал к этому обновлению в Святом Духе. Мой личный опыт очень интересен. Когда я был в школе, мне было 12 или 13, иногда у меня были трудности с учебой, особенно с математикой. Мой отец дал мне книгу о молитве. Он открыл ее на странице и сказал мне: «Вот здесь молитва к Святому Духу. Ты должен читать эту молитву каждый день твоей жизни». Я остался верен этому наказу, данному мне отцом 50 лет назад… Я уверен, что это движение – это знак его действия. Мир очень нуждается в таком действии Святого Духа, он нуждается во многих инструментах для этого действия. Ситуация в мире опасна, очень опасна. Материализм противоречит истинным размерам силы человека, и существуют разные формы материализма. Материализм – это отрицание Духа Святого. Теперь я вижу это движение, эту деятельность повсеместно… Следовательно, я уверен в полном обновлении церкви, в этом духовном обновлении церкви.»

Обращение к Совету Офиса Международного Католического Харизматического Обновления, 14 Марта, 1992

«Дорогие Братья и Сестры во Христе,

1. В радости и мире Святого Духа я приветствую Совет Офиса Международного Католического Обновления. Теперь, когда вы отмечаете 25 годовщину начала Католического Харизматического Обновления, я с радостью присоединяюсь к вам в благодарении Бога за многочисленные плоды, которые оно принесло в жизнь Церкви. Появление Обновления вслед за Вторым Ватиканским Собором было особенным даром Святого Духа Церкви.

Это было знаком желания со стороны многих католиков, чтобы полнее переживать их достоинство, полученное через Крещение и их призвание, как усыновленных сыновей и дочерей Отца. Знаком желания узнать искупительную силу Спасителя нашего Иисуса Христа в более глубоком переживании личной или совместной молитвы и следовать учению Писания, читая его в свете Святого Духа, Который вдохновил его написание. Несомненно, одним из наиболее важных результатов этого духовного пробуждения, стала усилившаяся жажда святости, которая видна в жизни отдельных людей и Церкви в целом. В конце Второго тысячелетия Церкви более, чем раньше, необходимо вернуться в состояние доверия и надежды на Святого Духа, Который неутомимо приводит верующих в Тринитарное общение любви, строит их видимое единство в Теле Христа, и посылает их на миссию в послушание наказу, доверенному апостолам Воскресшим Христом. Мы должны быть уверены, что углубление знаний о Личности и работе Святого Духа отвечает на нужды нашего времени, так как Дух «в центре Христианской веры и является источником динамической силы обновления Церкви» (Dominum et Vivificantem, 2). Действительно, Святой Дух – это «главное действующее Лицо миссии Церкви» (Redemptoris Missio, 21), поддерживающий и направляющий усилия для того, чтобы принести благодать Пятидесятницы всем людям

2. Так как дары Духа Святого даются на созидание Церкви, вы - как лидеры Харизматического Обновления, должны искать все более эффективные пути, на которых группы, которые вы представляете, могут проявить полное единство мысли и сердца с Апостольским Престолом и Коллегией Епископов, и сотрудничать все более плодотворно с миссией Церкви по всему миру. […]

3. В настоящий момент истории Христианства Харизматическое Обновление может сыграть значительную роль в продвижении необходимой защиты христианской жизни, в обществах, в которых секуляризм и материализм ослабили способность людей отвечать Святому Духу и узнавать любящий призыв Бога. Ваш вклад в повторную евангелизацию общества будет производиться, во-первых, личным свидетельством Духа, живущего внутри вас, а также путем демонстрации Его присутствия через дела святости и солидарности. «Это свидетельство христианской жизни – является первой и незаменимой формой миссии» (Redemptoris Missio, 42). Что является более эффективным способом для привлечения тех, кто потерял духовную тягу к этой истине, которая одна может утолить жажду человеческого сердца, чем живой пример горячих Христиан? [...]

4. Харизматическое Обновление может также помочь росту глубокой духовной жизни основанной на мощной работе Святого Духа в Церкви, в богатстве ее Традиций, особенно в ее совершении Таинств [...]»

Папа Бенедикт XVI о Харизматическом Обновлении в Католической Церкви

Обращение Его Святейшества Бенедикта XVI к участникам встречи, организованной ассоциацией верных "Catholic Fraternity of Charismatic Covenant Communities and Fellowships".

Достопочтенные Братья в Епископстве и во Священстве,
Дорогие Братья и Сестры,

Я сердечно приветствую всех вас и благодарю за то, что вы нанесли мне визит по случаю Второй Международной Встречи Епископов, окормляющих новые Общины Католического Харизматического Обновления, Международной встречи совета ассоциации "Catholic Fraternity of Charismatic Covenant Communities and Fellowships" и, наконец, XIII Международной Конференции, проходящей в Ассизи и посвященной теме: "мы проповедуем Христа распятого, Божию силу и Божию премудрость" (ср.1 Кор 1: 23-24), в которой принимают участие основные Общины Харизматического Обновления. Я приветствую вас, Братья в Епископстве, и всех вас, служащих Церковным Движениям и Новым Общинам. Я особо приветствую профессора Матео Калиси, президента ассоциации"Catholic Fraternity", который поведал мне о ваших чувствах.

Как я уже говорил ранее при других обстоятельствах, Церковные движения и Новые Общины, расцветшие после Второго Ватиканского Собора, являются уникальным даром Господа и ценным источником жизни Церкви. Их необходимо принимать с доверием и ценить за различный вклад, который они упорядочено и плодотворно вносят ради общего блага. Ваши размышления о центральном месте Христа в проповеди и о важности "Харизм в жизни поместной церкви" со ссылкой на теологию Павла, в Новом Завете и в опыте Харизматического Обновления очень интересны. То, что мы узнаем из Нового Завета о харизмах, которые появлялись как видимые знаки прихода Святого Духа, не является историческим событием, оставшимся в прошлом, а вечно живой реальностью. Это тот же Божественный Дух, душа Церкви, который действует в каждое время, и эти таинственные и эффективные вмешательства Святого Духа провиденциально проявляются в наши дни. Движения и Новые Общины подобны прорыву Святого Духа в Церкви и в современном обществе. Мы можем, таким образом, с полным правом сказать, что одним из положительных аспектов общин Католического Харизматического Обновления является именно акцент, который они делают на харизмах или дарах Святого Духа, и их заслуга заключается в том, что они напомнили Церкви об актуальности этих даров.

Второй Ватиканский Собор говорит о Движениях и новых Церковных Общинах в различных документах. В Догматической конституции Lumen gentium читаем: "Поскольку эти благодатные дары - как удивительные, так и более простые и шире распространённые - в первую очередь приспособлены к нуждам Церкви и полезны, они должны приниматься с благодарением и утешением". (п 12).

Далее Катехизис Католической Церкви также подчеркивает ценность и важность новых харизм в Церкви. Истинность харизм, однако, подтверждается готовностью их носителей положиться в вопросе суждения об подлиности на суд церковных властей (см. ККЦ, 2003).

Именно из-за того, что мы являемся свидетелями многообещающего расцвета движений и церковных общин, очень важно, чтобы душепастыри с их стороны применяли благоразумное, мудрое и благожелательное распознание. Я искренне надеюсь, что диалог между пастырями и церковными движениями станет более интенсивным на всех уровнях: приходском, епархиальном и на уровне Ватикана. Я знаю, что изучаются подходящие способы получения новыми движениями и церковными общинами признания Папы, и что многие уже такое признание получили. Факт признания или учреждения международных ассоциаций со стороны Святейшего Престола не может обозначать для пасторов Вселенской Церкви, особенно для епископов, отсутствие необходимости должного распознания, которое находится в их компетенции.

Дорогие братья и сестры, среди новых церковных реалий, признанных Святейшим престолом также значится и Международная ассоциация верных "Catholic Fraternity of Charismatic Covenant Communities and Fellowships", которой принадлежит особая миссия в лоне Католического Харизматического Обновления (ср. Дектрет Папского совета по делам мирян от 30 ноября 1990, протокол 1585/S-6//B-SO).

Одной из его целей, согласно с указаниями моего многоуважаемого предшественника Ионна Павла II, является сохранение католической сущности харизматических общин и поощрение данных общин сохранять тесную связь с епископами и Понтификом (ср. Собственноручное письмо Иоанна Павла II к "Catholic Fraternity", 1 июня 1998).

Я также был рад узнать о предложении учредить Центр постоянной формации для членов и лидеров Харизматических Общин. Это позволит "Catholic Fraternity" лучше оценить свою церковную миссию, ориентированную на евангелизацию, литургию, адорацию, экуменизм, семью, молодежь, и призвания к особому посвящению себя Богу. Этой миссии послужит перенос Международной штаб-квартиры ассоциации в Рим, что даст возможность близкого контакта с Папским советом по делам мирян.

Дорогие братья и сестры, сохранение верности Католической и церковной сущности каждой из ваших общин позволит вам везде давать живое и активное свидетельство о глубокой тайне Церкви. И именно это будет способствовать привлечению новых членов различными общинами.

Я вверяю работу ваших собраний под покров Марии, Матери Церкви, живого Храма Духа Святого и заступничеству св. Франциска и Клары Ассизских, примеру святости и духовного обновления. Вам и вашим общинам я даю мое особое сердечное Апостольское Благословение.

© Copyright 2008 - Libreria Editrice Vaticana (Перевод Харина Анастасия)

Кардинал Иосиф Ратцингер о Харизматическом Обновлении

Еще будучи кардиналом Иосиф Ратцингер (ныне Папа Бенедикт XVI) долгое время был в контакте с Харизматическим Обновлением. Кардинал Ратцингер говорил о Харизматическом Обновлении в книге, написанной совместно с журналистом Витторио Мессори: "Ratzinger Report" (Отчет о вере).

Вот два отрывка из его книги:

"То, что звучит полным надежды по всей Вселенской Церкви - и это даже посреди кризиса, через который проходит Церковь на западе - это быстрый рост новых движений, которые никто не планировал, и никто не призывал к жизни, но которые просто появились сами по себе из внутренней жизненной силы веры.

То, что становится ясным в них - хотя это едва проглядывает - это что-то очень схожее с временем Пятидесятницы в Церкви. Я думаю, например, о движении Харизматического Обновления, движении Cursillo, Focolarini, "Причастие и Освобождение" и так далее …

Я нахожу великолепным, что Дух снова сильнее наших программ и Он действует совсем по другому, чем мы предполагали… Это растет в тишине. Наша задача - задача тех, кто занимает посты в Церкви и теологов - оставлять дверь открытой для них, подготовить для них место… " (стр. 43-44)

"Период, последовавший за Собором, казалось, едва ли оправдывал ожидания Иоанна XXIII, который, искал "новой Пятидесятницы". Но эта молитва не осталась не услышанной. В сердце мира, рассеченного рациональным скептицизмом, появилось новое переживание Духа Святого, превратившегося в международное движение обновления. Т о, что описывает Новый Завет по отношению к харизмам, как видимым знакам прихода Духа, больше не является просто древней, прошедшей историей - эта история становится огненной реальностью сегодня" (стр.151)


Он был в числе теологов-консультантов при создании первого Малинского документа Кардиналом Сюненсом: "Theological and Pastoral Orientations on the Catholic Charismatic Renewal" (Харизматическое Обновление: теологические и душепастырские рекомендации) (21-26 Мая 1974).

источнике : L.J. Card. Suenens, The Holy Spirit - Life-Breath of the Church, vol. II, Fiat Association, Ertvelde, 2002, p. 11, note 1. Кардинал Ратцингер также является автором Введения к Итальянскому изданию 4го Малинского документа: "Renewal and the Power of Darkness" (Обновление и сила тьмы). (L.J. Card. Suenens, Rinnovamento e Potenze delle tenebre - Orientamenti teologici e pastorali, Ed. Paoline, Roma, 1982, pp. 5-8)Святой Отец в энциклике "Tertio millennio Adveniente" говорит о том, что мы должны заново открыть Святого Духа.

СЛОВА СВЯТЕЙШЕГО ОТЦА ПЕРЕД ЧТЕНИЕМ МОЛИТВЫ REGINA CAELI, 23.05.2010

“Церковь в действительности постоянно живет излиянием Святого Духа, без которого она исчерпала бы свои силы, как парусник, неспособный двигаться без ветра. Пятидесятница повторяется вновь и вновь особым образом в некоторые решающие моменты, как на местном, так и на вселенском уровнях, как в малых общинах, так и в многочисленных собраниях. Во время Соборов, к примеру, бывали заседания, особо отмеченные излиянием Святого Духа, и среди них, несомненно, был Второй Ватиканский Собор…"

Епископ Влоцлавского диоцеза, Бронислав Ян Мария Дембовский

"Римский католицизм слишком мало придавал значения действию Святого Духа, и именно это надо оживить. Так же мы мало акцентируем внимание на тринитарность, потому что, если Бог явился нам как Община любящих друг друга Лиц, а человек сотворен по образу и подобию Божьему, то он подобен Ему и в том, что может создавать общины любящих друг друга людей.

Обновление в Святом Духе - это не новая структура в Церкви. Мы жаждем, чтобы были обновлены в вере все структуры Церкви. Это не новый харизмат, а оживление существующих харизматов. Иезуит должен открыть и углублять иезуитский харизмат, бенедиктинец - бенедиктинский, марианин - марианский. Речь идет о том, чтобы ожили существующие структуры, а не образовались новые."

27. «Невозможно служить двум господам».

Мат. 6,24: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне (богатству)".

Мат. 22,21 в т. ч.: «Тогда говорит им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божье Богу».

В Евангелии от Матфея 6,24 Христос учит нас, что мы не можем служить одновременно и Богу и маммоне, т. е. богатству, которое есть «корень всех зол» (1Тим. 6,10). В переносном смысле это означает, что мы не можем служить одновременно Богу и греху.

Что же касается Мат. 22,21, то здесь Христос отвечает на вопрос фарисеев: «позволительно ли давать подать кесарю, или нет?» (ст. 17). На этот вопрос Христос ответил, что принадлежащее Богу мы должны отдать Богу. А то, что принадлежит кесарю, - надо отдать кесарю. Таким образом мы, как Его творение, исполняем наш долг перед Богом, и, как граждане страны, выполняем наши гражданские обязанности перед государством.

Матф.6:24 Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать , а о другом нерадеть . Не можете служить Богу и маммоне.

- служить [дулЭйо] - быть рабом. Рабски служить, безропотно повиноваться, быть рабски преданным.

Слову, переведенному в Библии как «служить» в оригинале соответствует доулеуейн; доулос - это раб, и доулеуейн значит «быть рабом кому-то». Слово же, переведенное в Библии «господин», в оригинале это кириос, а кириос - это слово со значением «абсолютной принадлежности». Значение фразы будет передано правильнее, если ее перевести так: «никто не может быть рабом двух хозяев».

- одному станет усердствовать – досл. «одного поддерживать»
- о другом нерадеть – досл. «другим пренебрегать»
- мамоне [мамон] – богатство. «Мамон» - слово, обозначавшее в древнееврейском «материальную собственность».

Иисус учит нас, что «мамона» может господствовать над человеком и человеку нужно знать это. Иисус учит нас, что человек податлив на то, чтобы подчиниться господству «мамоны» точно так, как он может подчиниться господству Бога.
Но Бог и «мамона» дают противоположные приказания и толкают на противоположные действия, поэтому одновременное служение Богу и «мамоне» невозможно по словам Иисуса.

Иисус говорит :

  • Если ты будешь служить Богу, то тогда будешь ненавидеть «мамону» (богатство).
  • Если ты будешь служить «мамоне» (для богатства), то тогда ты будешь ненавидеть Бога.
  • Если ты будешь поддерживать Бога, то будешь пренебрегать служением «мамоне» (богатству).
  • Если ты будешь поддерживать «мамону» (богатство), то тогда ты будешь пренебрегать служением Богу.

Каждый из нас должен, в конце концов, определиться, чего он хочет. Служить Богу и богатству невозможно.

  • У нас есть 24 часа в сутки и не больше, и выбор за нами, сколько времени в сутки мы послужим для Бога и сколько послужим для «мамоны» (богатства).
  • У нас есть только 7 дней в неделю и выбор за нами, сколько дней мы отдадим на служение Богу или на служение ради «мамоны» (богатства).
  • У нас есть отведенная нам жизнь и выбор за нами, сколько мы будем служить Богу, к Которому направляемся, или сколько мы будем работать ради «мамоны» (богатства), которое мы все не заработаем и все не заберем с собой.
1Тим.6:6-11 Великое приобретение - быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести [из него]. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям. Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости.

Продолжая излагать Свои истины в Нагорной проповеди, сказал: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» () . Как нужно понимать эти слова?

«Правда Его пребывает вовек» ().

Противостоящий Богу злой дух царствует в мире зла и тьмы, является отцом лжи, греха и порока. «Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Иоанн.8:44).

Поскольку эти два мира по своей сущности, по своей философско-нравственной направленности противоположны друг другу, то и господа каждого из этих миров диаметрально отличаются друг от друга.

Развивая Свою аллегорию дальше, берет пример из обыденной жизни, ставя человека на место слуги перед двумя господами. Спаситель мира это делает потому, что смысл жизни человека как раз и состоит в том, чтобы сделать правильный выбор в отношении того, какому господину служить, кому всю свою жизнь поклоняться, Богу или отцу греха (добру или злу). От того, какой выбор сделает человек и будет зависеть вся его дальнейшая жизнь. Если человек пойдет по жизни путем добродетели, то он будет находиться с Богом и иметь благоденствие. Так как только Бог является источником всякого добра. «Будет Господь с добрым» (). Если пойдет по жизни путем греха, то будет служить духу зла, за что будет страдать (так как зло приносит всем только зло) и будет наказан. «Воздаст Господь делающему злое по злобе его!» ().

Расположенная наискось планка на православном кресте, находящаяся у ног Иисуса Христа, также иносказательно дает ответ на этот вопрос, символически указывая на два жизненных пути, на два образа жизни, на двух господ. Правый, приподнятый вверх, конец планки указывает путь человека на небо в рай, куда попадает человек за благочестивый образ жизни, за служение Господу Богу. Левый, опущенный вниз, конец планки указывает на путь человека в ад за грешный образ жизни, за служение сатане, господину тьмы и греха.

Слова Иисуса Христа о том, что нельзя служить Богу и маммоне, нужно понимать в том смысле, что также, как не может раздвоиться сердце человека, так и невозможно одновременно служить Богу (делать добрые богоугодные дела) и маммоне (приобретать богатство неправедное, достигнутое нечестным путем). А служение Богу со стороны такого человека будет неискренним и лицемерным, потому что человек, искренне преданный Богу, отказывается от совершения злых дел и не допускает в своей жизни греха, в данном случае выраженного в виде приобретения богатств неправедных.

На то, что под маммоной понимается богатство неправедное, указывает тот факт, что маммона является языческим божеством, то есть злым духом, понукающим человека к стяжательству любой ценой. А приобретение богатства нечестным путем, то есть служение маммоне и порицается Иисусом Христом, проповедующим честную жизнь и служение добру, что выражается в соблюдении Закона Божьего. И если маммона говорит человеку – грабь и воруй, любой ценой приобретай богатства неправедные. То говорит человеку – не укради, проявляй любовь и сострадание к ближнему своему. Если маммона говорит человеку – береги свои сокровища, люби их и никому их не давай. То Бог говорит человеку – поделись с ближним, подавай милостыню нищим, так как смысл жизни не в накопительстве, а в использовании богатств для добрых дел.

Применяя земные богатства для творения добра, человек собирает себе сокровища небесные, которые выше и ценнее сокровищ земных. Поэтому и предлагает человеку отказаться от соблазнов и грехов окружающего мира (то есть всего мирского) и служить Богу. «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» ().

Итоги анализа разбираемых слов Спасителя

Подводя итог анализу разбираемых слов Иисуса Христа, можно сказать о том, что в этих словах говорится о двух типах людей, о христианине, самоотрекающемся от греха во имя служения Богу, и о человеке, самоудовлетворяющемся ради своих похотей и прихотей, служащему противостоящей Богу злой силе, в том числе и маммоне.

Истинный христианин способен на терпение, самоотречение, самопожертвование и любовь к ближнему, отказывается от греховных желаний во имя служения Богу. Это первый тип человека, самоотрекающегося от греха – истинного христианина. Человек, служащий удовлетворению своих низменных страстей, одержимый стремлением к наживе и богатству, собирающий неправедно земные сокровища, представляет собой второй тип человека, самообрекающего себя на грех.

Согласно словам Иисуса Христа, между этими типами людей нет промежуточной категории, так как ни один из этих двух типов людей не может занимать нейтрального положения. Так как кто любит Бога, тот ненавидит зло и не совершает греха. «Любящие Господа, ненавидьте зло!» (). А тот, кто одержим удовлетворением греховных страстей, разрешает свою душу оккупировать сатане, и занимаясь собиранием земных сокровищ, отдаляется от Бога. Потому что служа ложью и неправдой врагу всякой правды, нельзя в то же время самому оставаться правдивым. Нельзя одновременно совершать и доброе дело, и при этом оставаться безгрешным.

Самоотрекающийся тип человека представляет собой истинных христиан, которые свою волю подчинили Воле Божьей, которые свое тело предоставили Богу и своими поступками исполняют дело Божье. В таких людях живет Сам , учение Которого служит для блага мира через последователей Христа. Такие люди, живя в духе и истине Христовой, своими способностями и жизнью служат торжеству идеалов учения Христова.

Люди второго типа, самообрекающие себя на грех, находятся под властью противостоящей Богу злой, разрушительной силы и служат ей. Своими лицемерными поступками они могут быть похожи внешне на людей, служащих Богу – совершать подачу милости, долго молиться в храме и вне его, чтобы их хвалили за это и тешили их гордыню. Но при внимательном рассмотрении выяснится, что эти действия они делают внешне и не искренне, без веры в сердце своем. По своей сути эти люди являются лицемерами. «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение» (). «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру» (). Лицемеры – «вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» () . Поэтому лицемерный человек, внешне похож на христианина, но на самом деле представляет собой все тот же второй тип людей, занимающихся неискренним, лицемерным служением Богу.

Лицемерный тип человека, ставшего на сторону служения злу, выполняет нужную для врага рода человеческого греховную функцию. Суть этой функции состоит в том, что лицемерный, человек, всё ещё делая для видимости добрые дела, продолжает общаться с приверженцами учения Христова, а также с людьми, ищущими свой путь в жизни и стремящимися понять в чем смысл, суть и предназначение жизни человека. Лицемерным совершением добрых дел, двуличный человек отвлекает сердца последователей Христовых от учения Спасителя, искушая их своими лицемерно-добрыми поступками, своим лицемерным служением Богу. Таким не искренним совершением добра, двуличный человек отвращает от истины тех людей, которые ещё не стали в своей жизни на истинный путь, указанный Спасителем, и ещё не стойки в своих жизненных воззрениях. И используя это, лицемер улавливает их в сети греха. Таким образом лицемерного человека, можно охарактеризовать как приманку для соблазнов и греха, и назвать сетями сатаны. Потому что такой человек своим двурушничеством подает дурной пример окружающим, особенно нестойким в вере Христовой людям и толкает ближних своих в пропасть погибели.

Однако тип лицемерного человека и сам постепенно подвергается костенению в грехе и удаляется от совершения даже видимых, внешне добрых поступков и становится закостенелым грешником, не думающим о спасении своей души. И ему со временем становится противной даже мысль о совершении добра.

Поэтому лицемерное служение Богу является опасным делом, так как такое служение из двуличного человека в конечном счете делает приверженца злу, собирателя сокровищ земных, забывшего о спасении своей души. Если же лицемерный человек, попав под благотворное влияние Божьих истин, одумается, станет размышлять о мире с позиций Божественной философии, осудит свой греховный образ жизни и покается в своих заблуждениях, то у него появится возможность вернуться в лоно Божье. Бог, как воплощение Святости, не приемлет даже малейшего греха. Но как Отец наш Небесный, принимает к Себе человека раскаявшегося в своем грехе и на деле искупившего этот и исправившего допущение греха дальнейшими праведными поступками.

Именно о выборе правильного пути в жизни и говорит людям, предостерегая их от служения злу, пытаясь защитить их от заблуждений и целенаправляя на добро, потому что служение маммоне представляет собой шаг ко греху и уход с пути добродетели.

«Никтоже может двема господинома
работати: любо единого возлюбит, а
другаго возненавидит; или единаго
держится, о друзем же нерадити начнет.
Не можете Богу работати, и мамоне «

(Матф. 6, 24)

«Такие люди служат не Господу
нашему Иисусу Христу, а своему
чреву»
(Рим. 16, 18)

В наше время невероятной путаницы во всех понятиях, доходящей иногда до полного хаоса, и сумбура - безпорядочности в поступках и во всем поведении особенно благовременно каждому из нас, испытав свою совесть, задать себе вопрос: «Да кому мы, собственно говоря, служим? кому стараемся угодить и к чему стремимся?»

Сам Господь Иисус Христос в Своей Нагорной проповеди ясно указывает нам прямой путь христианской жизни, обличая тех людей, у которых нет цельности характера, а какая-то постоянная двойственность, всегда порождающая неискренность, лицемерие, притворство, фальшь. Это люди, которые любят «сидеть между двух стульев», угождать «и нашим и вашим», чтобы и тут и там не потерять. В конечном итоге такие люди приносят только вред и самим себе и другим людям: к себе они внушают недоверие, как люди ненадежные, неверные, на которых нельзя положиться, а в среду других они вносят разлад и разложение. Грош цена таким людям, и неудивительно, что все разумные и положительные люди от них сторонятся, находя их безпринципными оппортунистами.

«Никто не может служить двум господам», ясно сказал Господь: «не можете служить Богу и маммоне» (Mатф. 6, 24). «Маммона» - это сирское божество богатства, и под ней обычно понимаются все житейские блага: деньги, имения, слава, почести, удовольствия, наслаждения - все то, что так прельщает человека, сердце которого привязано к земному. Так вот Господь и убеждает нас, что невозможно совместить служение Богу и маммоне, то есть нельзя одновременно и Богу угождать и житейскими благами увлекаться. Что-нибудь одно: либо ты - раб Божий, и тогда, ради Бога, ты должен быть в состоянии презреть все земное, либо ты - друг мiру сему, лежащему во зле, князь которого диавол, и, следовательно, ты - враг Богу. В этом убеждает нас св. Апостол Иаков, говоря: «Дружба с мiром есть вражда против Бога» (Иак. 4, 4).

Почему так?

Потому что сердцу человеческому, по самой его природе, чужда двойственность: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Mатф. 6, 21). Когда человек усердно служит «маммоне» или «мiру сему, во зле лежащему», этот мiр захватывает его целиком в свои цепкие объятия и отвлекает его от служения Богу.

Одной из главных черт служения мiру является, по учению свв. отцев, многозаботливость. Это такое болезненное состояние души, когда человек весь поглощен заботой о завтрашнем дне: он весь - в будущем, постоянно «вне себя» и думает только о том, как бы побольше ему всего приобрести - накопить больше денег, получить побольше всякого имущества, добиться как можно более высокого положения, людских почестей и славы, получить насколько возможно больше всяких удовольствий и наслаждений, тешащих плоть. Эта бешеная погоня за житейскими благами, для которой прилагается масса усилий и энергии, создает такой сумасшедший круговорот в жизни человека, что ему некогда и подумать о Боге, о своей душе и о деле ее вечного спасения, иной раз - и в церковь пойти некогда и Богу помолиться, а делание добрых дел, помощь ближним, ради Бога, идет и совсем вразрез с его самолюбивыми мечтами и стремлениями. Вся жизнь его - только для себя и исполнена непрерывной суеты, безпокойства, страха и волнения. В мыслях одно: «что-то будет? что получится из моих начинаний? как бы мне добиться того-то и того-то? как бы мне не упустить этого и этого? Хорошо бы ухитриться сделать то-то и то-то!» Увлеченный вихрем погони за житейскими благами, весь отданный эгоистическим интересам и стремлениям такой человек если вовремя не остановится и не образумится, скоро забывает Бога и все святое. Сердце его ожесточается и грубеет. Он готов разрушить все преграды на своем пути - на пути достижения своих эгоистических целей. Робкий и неуверенный вначале, он делается смелым и дерзким потом: он легко пойдет на всякий обман, на всякую ложь, клевету и преступление, лишь бы добиться своего, а добившись, жаждет все большего и большего, ничем не удовлетворяясь и ни на чем не успокаиваясь. Сердце его никогда не знает настоящего мира и радости: в душе его еще здесь на земле постепенно создается ад кромешный от постоянной суеты, треволнений и укоров совести.

Совсем иной путь христианина, честно и преданно служащего одному Богу. И он не сидит, сложа руки: он тоже трудится, работает, памятуя, что труд заповедан Богом человеку еще в раю и по изгнании из рая особенно, когда Господь сказал Адаму: «в поте лица твоего снеси хлеб твой» (Быт. 3, 19). Помнит он и слова Апостола: «Кто не работает, тот да не ест» (2 Солун. 3, 10). Он постоянно трудится, но его не грызет забота о завтрашнем дне, его не увлекает погоня за житейскими благами и скоро-преходящими удовольствиями и наслаждениями земной жизни.

Все земное его интересует лишь постольку, поскольку оно безусловно необходимо для его земного существования, и он твердо знает, что Бог никогда не лишит его всего того, что действительно необходимо для жизни. А необходимо человеку очень немного: «Имея пищу и одежду, сим довольни будем» (1 Тим. 6, 8).

К чему копить безчисленные сокровища? К чему гоняться за славой, почестями и удовольствиями? Не сегодня-завтра придет смерть, и все это все равно отымется, оставив только горький осадок на душе, горькое сознание измены Богу ради тленного мiра!

Истинный христианин не мучит себя заботой о завтрашнем дне, ибо твердо верит в Промысл Божий и знает, что Господь Бог, Который любит Нас и заботится о нас более, чем самая нежная мать о своем любимом детище (Ис. 49, 15), никогда не оставит нас без всего необходимого для этой временной жизни. Ведь в этом убеждает нас Он Сам, говоря: «Не пецытеся душею вашею, что ясте или что пиете, ни телом вашим, во что облечетеся. Воззрите на птицы небесныя, яко не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец ваш небесный питает их. Не вы ли паче лучше их есте?» (Матф. 6, 25-26).

Да и в самом деле! Много ли нужно человеку? Но человек все жадничает: сколько бы он ни имел чего, ему все хочется большего. А отсюда, сколько горя, сколько бед и вражды на земле! Отсюда именно -. зависть, ненависть, споры, ссоры, грабежи, убийства, междоусобия, войны, и вся жизнь человека на земле уподобляется аду кромешному.

Ничего этого не было бы, если бы люди служили Богу, а не маммоне, и если бы довольствовались тем, что им посылает Бог. А Бог как раз и обещает нам давать все необходимое для жизни, если мы отвергнем от себя эту постоянную гнетущую нас заботу о завтрашнем дне и оставим погоню за накоплением житейских благ.

Мы, христиане, призваны не прилепляться чрезмерно к этой временной земной жизни и искать не временного, а вечного, стремиться получить в свое обладание не земные, а небесныя сокровища.

Выше всего и драгоценнее всего должно быть для нас Царствие Божие, к которому мы предназначаемся, и Правда Его, то есть исполнение заповедей Божиих, как законов этого Царствия, ревность о Боге и о Его святом Законе.

Если служение Богу и Его Правде мы поставим главной целью своей жизни, то Бог обещает нам дать и все, в чем мы нуждаемся в этой временной земной жизни - те вещественные блага, без которых мы, как плотские и смертные люди, не можем обойтись.

«Ищите прежде Царствия Божия и правды Его», говорит Он нам Сам: «и сия вся», то есть необходимые вещественные блага, «приложатся вам» (Матф. 6, 33).

Как от всего этого безконечно далека именно современная жизнь людей, гордо мнящих себя людьми «просвещенными», людьми «науки» и «прогресса» с их безбожными, социалистическими и материалистическими теориями! И как они бешено стремятся к этому земному «прогрессу», чисто-земному благосостоянию и благополучию, часто даже руководимые своими духовными вождями, словно совершенно забывающими о Боге, о Царствии Его и о Его Вечной Правде! Но что же получается на деле?

На деле они лишаются всего, и того, что раньше в изобилии имели, тяжко бедствуют и даже голодают, ведя нищенское существование, как мы видим это уже свыше полувека на нашей несчастной Родине, подпавшей под иго лютых безбожников, злобно отвергающих и Царствие Божие и Правду Его! Видим мы в последнее время усиливающееся грозные симптомы этого же самого и в других странах так называемого «свободного мiра», которые несомненно ожидает та же горькая участь - и голод, и холод, и все лишения и бедствия, если, зарвавшиеся в своем безумном увлечении чисто-земными благами, люди не образумятся и не оставят своей безбожной материалистической идеологии и не обратятся к Богу и Правде Его, вместо составления всяких празднословных «конституций» и «деклараций прав человека», которые никогда никого не спасут и не избавят человечества от все более и более явно надвигающейся на него страшной мiровой катастрофы.

В особенности пастырям Церкви необходимо теперь более, чем когда-либо быть на высоте своего призвания и ни в чем не сливаться и не идти в ногу с современным Богоотступническим мiром. Своим мужественным предостерегающим словом и особенно примером своей личной жизни пастыри должны призывать всех к служению именно Богу, а не «маммоне», не плыть по общему течению, следуя «моде» и стремясь тщеславно играть роль в общественной и политической жизни, угождая людям с тем, чтобы приобрести среди них «популярность». Не к лицу никому в наше время занятие какой-то более чем сомнительной «высшей политикой», когда все сейчас так отравлено ядом Богоотступничества и открытого и безстыдного служения диаволу. Особенно опасно и губительно дать вовлечь себя в какие бы то ни было отношения или сношения с тайными обществами и организациями, проникнутыми явно или скрыто антихристианским духом, и пользоваться их материальной помощью или какой бы то ни было поддержкой, ибо за это рано или поздно так или иначе придется расплачиваться, продав таким образом «кому-то» свою духовную свободу. Даром, вполне безкорыстно и без всякаго разсчета в наши дни никто почти уже не помогает, а «христианскими» и «церковными» часто теперь именуются организации, ничего общего с истинным христианством и Церковью не имеющие, а только прикрывающие этими названиями свои подлинные темные цели. Лучше жить в бедности и тесноте, но не пользоваться такой лукавой «помощью»! А «желающие обогащаться», как учит Слово Божие, «впадают в искушение и в сеть и во многие безразсудныя и вредныя похоти, которыя погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1 Тим. 6, 9-10). Нет ничего опаснее и зловреднее стремления к роскошной жизни.

Это отводило и отводит даже совсем от истинной веры.

Вот как плохо служить двум господам - и Богу и маммоне!

Будем же тщательно проверять самих себя: кому мы служим?

Архиепископ Аверкий (Таушев)



error: Контент защищен !!