Бондарь. Бондарное ремесло Фамилия Бондарь и ее аналоги в мире

До сих пор речь шла о деревообрабатывающих инструментах, используемых не только бондарями, но и другими древоделами - плотниками, столярами, токарями, резчиками. По наличию этих инструментов в мастерской трудно судить о профессии ее владельца. Но есть инструменты, которые встретишь только в бондарной мастерской, - круговой горбач, уторник, натяг, набойка и бондарная скоба. Круговой горбач используется бондарями для строгания внутренней поверхности бондарной посуды вдоль края, где предполагается врезать донышко. Он подготовляет (выравнивает) края клепок перед нарезкой уторов, в которые вставляют донце.

Круговой горбач состоит из колодки, представляющей собой часть цилиндра, боковая поверхность которого является подошвой рубанка. В этом случае нож у него имеет прямое лезвие. Подошва может также быть закругленной к краям, то есть иметь сферическую или торцовую поверхность. Соответственно ей лезвие ножа у такого кругового рубанка будет закругленным, как у галтеля или шерхебеля. Стружки, образующиеся при строгании, выводятся через отверстие, вырезанное сбоку, и падают вниз. В отличие от столярного рубанка-горбача, он имеет направляющую доску, которая скользит во время работы по торцу бондарной посуды и обеспечивает постоянную ширину зачищаемой поверхности. Диаметр подошвы кругового горбача зависит от внутреннего диаметра остова бондарного изделия.

Круговой бондарный горбач и приемы работы им

На зачищенной горбачом поверхности нарезают узкие желобки - уторы, в которые вставляется донце. Инструмент, применяемый для их нарезки, называется уторником. Уторник несколько напоминает круговой горбач. Он также имеет направляющую планку, которая во время работы упирается в торцы клепок и скользит по ним. Нижняя часть инструмента - колодка, имеющая цилиндрическую поверхность, скользит по клепкам с внутренней стороны. В уторнике выдолблено два сквозных, расположенных перпендикулярно друг другу отверстия. В одно вставлен подвижной брус с закрепленным в нем стальным резцом, во втором - зажимный клин, с помощью которого выдвигаемый на различную высоту брус с резцом фиксируется в нужном положении. Благодаря этому можно нарезать уторы на различном расстоянии от края. Конструкция уторника подобного типа дошла до наших дней из глубокой древности благодаря простоте конструкции.

Слева: двуручный уторник и его устройство (а - колодка; б - подвижной брусок; в - резец; г - направляющая; д - зажимной клин). Справа: нарезание уторного паза одноручным уторником

Изготовить такой уторник не составляло большого труда бондарю- непрофессионалу, делавшему посуду лишь для нужд своей семьи. Бондари-профессионалы наряду с подобными инструментами применяли и более совершенные уторники, которыми уторный паз нарезался с помощью ножей. Один нож прорезал древесину на определенную глубину, другой подрезал ее под углом. В результате образовывался паз с аккуратно подрезанными стенками.

В посуде, имеющей малые размеры, а также овальные днища, уторы нарезают одноручным уторником. Одноручный уторник целиком вырезают из одного бруска. Брусок делят на три части. Из одной части вырезают ручку, из средней - направляющий выступ, а из третьей - колодку с подошвой, имеющей цилиндрическую поверхность. В подошве прорезают сквозное отверстие, в которое вставляют резец. Перед нарезкой уторов остов бондарной посуды укладывают на козлах, укрепленных на скамье. Бондарь садится на скамью и прижимает ремнем остов к козлам. Одной рукой он ведет уторник, другой после ослабления ремня поворачивает ему навстречу остов. Этот процесс продолжается до тех пор, пока не будут получены уторы необходимой глубины.

Бондарный натяг. Приемы натягивания металлического обруча на остов бондарной посуды

Следующий инструмент, который встретишь только в бондарной мастерской, - натяг. С помощью натяга надевают (натягивают) на остов бондарной посуды металлические и деревянные уторные обручи. Он состоит из деревянного бруска с рукояткой на одном конце и металлическим крючком - на другом. При надевании на бочку или кадку обруч зацепляют крюком, а торец деревянного бруска упирают в край посуды. (Предварительно остов стягивают с помощью ворота канатом или прочной веревкой.) Нажав на рукоятку, часть обруча натягивают на край клепок. Затем натяг передвигают вдоль борта посуды и таким же образом натягивают на остов все остальные участки обруча.

Натяг, показанный на наших рисунках, предназначен для работы с посудой небольших размеров. Деревянную часть его вырезают из древесины дуба, березы и бука. Крюк изготовляют из стальной полоски толщиной 2-2,5 мм. Для больших натягов крюки делают из стали толщиной 4-5 мм.

Металлические, деревянные и комбинированные набойки. Внизу: набивание обруча деревянной набойкой с металлическим бойком Набойка - это «клин, тупое долото, полутрубка для набивки, осадки обручей». Так определяет этот сугубо бондарный инструмент В. И. Даль. В кратком и точном определении содержится информация о различных видах этого немудреного инструмента.

Для насадки металлических обручей бондари просто-напросто использовали старое сточенное или сломанное долото, у которого на торце делали напильником неглубокий желобок. Благодаря ему набойка во время работы не соскакивает с обруча. Набойку- полутрубку использовали также для набивки и осадки стальных обручей. Изготовление ее отличалось исключительной простотой.

Железную трубку расплющивали с одного конца и напильником растачивали на бойке небольшой желобок и - набойка готова. Но такая набойка удовлетворяла не каждого бондаря: при ударе молотком она вибрировала. Чтобы погасить вибрацию, трубку распиливали и надевали расплющенный конец на деревянный стержень с одной, а кольцо - с другой стороны. Такая набойка исправно служила многие годы.

Для набивки и осадки деревянных обручей набойки, о которых шла речь выше, уже не годятся, так как металлические бойки мнут и раскалывают древесину. Поэтому набойка для деревянных обручей должна обязательно иметь деревянный боек. Простейшую набойку изготовляют из дубового, березового, букового, кленового или рябинового бруска или кругляша, которые стесывают с двух сторон так, чтобы образовался клин. Ударная часть деревянной набойки со временем может расщепиться. Для предупреждения раскалывания на нее надевают металлическое кольцо. Немаловажно и то, чтобы набойка удобно лежала в руке. С этой целью ее рукоятке придают округлую форму с небольшим перехватом между ручкой и бойком.

Обработка внутренней поверхности кадки скобелкой. Изготовление скобелки из стальной полоски

Для выравнивания внутренних поверхностей бондарной посуды, особенно в стыках клепок, бондари применяют специальные бондарные скобелки. В отличие от скобеля скобелка имеет одну ручку. Благодаря этому ею мбжно снимать тончайшую стружку в малодоступных местах внутри узкой бондарной посуды. Скобелку изготовляют из инструментальной стали (можно использовать полотно косы или пилы). Из отожженной полоски толщиной 2 мм вырубают зубилом заготовку. Тонкие длинные концы заготовки (хвостовики) отгибают по отношению к полотну скобеля на 80°. Затем заготовку скобеля сгибают пополам на цилиндрической оправке. Хвостовики соединяют и обматывают стальной или медной проволокой. Заточив лезвие, скобелку закаляют и насаживают на деревянную ручку. Довольно хорошую скобелку можно сделать из полукруглого напильника. Он напоминает ложкарный резец, дугообразное лезвие которого наклонено к ручке под углом 15- 20°.

Обработка внутренней поверхности чана скобелкой (прорисовка с японской гравюры XIX века). Изготовление скобелки из полукруглого напильника. Внизу: скобелка-кривулина, для ручки которой использован естественный изгиб древесного ствола

Бондарную посуду перед обработкой скобелем укладывают вдоль на обычную скамью. Сверху на нее набрасывают веревку или ремень с петлями на концах. Бондарь садится верхом на скамью и вставляет ноги в петли. Натягивая веревку, он, словно тисками, удерживает бондарную посуду на скамье в определенном положении. Когда клепки на одном участке выравнены, ремень ослабляют, посуду поворачивают и фиксируют в этом положении. Так повторяют до тех пор, пока не будут полностью обработаны все клепки. При движении на себя скобелкой снимается тончайшая стружка: периодически накопившуюся стружку высыпают из бондарной посуды.

Для обработки крупной бондарной посуды, например чанов, бондарю приходится забираться в нее вместе со скобелкой. Именно такой момент изобразил на гравюре японский художник Хо- кусай, живший в прошлом веке.

Кроме тех инструментов, о которых было рассказано, в бондарном ремесле по ходу работы применяют ножовку, пилу-курков- ку, двуручную и лучковую пилу, выкружную пилу, дрель и коловорот, прямые и полукруглые стамески, киянку, лобзик, молоток, зубило, пробойники, напильники, ножницы по металлу и другие столярные и слесарные инструменты.

Для измерения, разметки и проверки точности изготовления деталей бондарной посуды используют различные мерительные инструменты и шаблоны: линейку, треугольник, циркуль, матерчатый (портняжный) метр и бондарную скобу.

От бондарной скобы во многом зависит успех работы. С ее помощью бондарь контролирует кривизну выпуклой поверхности клепки, определяет скосы боковых кромок и ширину клепок у торцов и в пуке (в середине). Бондарная скоба - самый распространенный шаблон, используемый в бондарном деле на протяжении многих столетий. Для каждого вида бондарной посуды делают свою скобу. Чем разнообразнее она, тем обширнее набор скоб у бочара. Размеры их зависят от величины обручной посуды, а деления на них - от разницы отношений окружностей в самой узкой и самой широкой части. Форма бочки условно делится на два усеченных конуса, имеющих общее основание в ее середине (пуке). Эту же геометрическую форму имеют кадки, ушаты, ведра и другая бондарная посуда с прямыми ладами. Близость формы дает возможность при изготовлении кадок и бочек применять шаблоны, построенные по единому принципу. Поэтому рассмотрим на конкретном примере, как выполняется расчет бондарной скобы для бочки. Наиболее распространены бочки, у которых наружные диаметры на торцах меньше диаметра в середине на 1/5, 1/6 и 1/7 части.

Предположим, что нужно изготовить скобу для бочки, у которой диаметры на торцах на ]/ъ меньше диаметра в середине. Сначала вычерчивают шаблон на бумаге, а уже затем вырезают и наклеивают на тонкую дощечку или фанеру. На листе бумаги проводят дугу радиусом, соответствующим наибольшей окружности бочки (длину дуги делают равной примерно 1/10 части окружности). Это рабочая часть шаблона, все остальные контуры скобы можно нарисовать от руки, произвольно.

Принцип расчета и изготовления шаблонов

Вырезанный бумажный силуэт наклеивают на дощечку или фанеру и выпиливают по контуру лобзиком или вырезают ножом. Таким шаблоном можно уже определить направление и угол скоса боковой кромки, а также кривизну выпуклой поверхности клепки. Но для работы этого недостаточно - нужно на шаблон нанести деления, которые позволили бы точно определять ширину клепки у торцов и в середине. На одном конце дуги отмечают точку А, на другом - точку О.

Отрезок дуги АО будет соответствовать ширине средней части самой широкой клепки. Ширина же ее у торцов будет на!Д меньше. Циркулем делят дугу АО на пять частей, затем от точки А откладывают 1/5 часть и получают точку В. Потом отрезок ВО делят тоже на пять частей - получают точку С. Остальные деления получают аналогично. Не трудно понять, что каждый последующий отрезок на 1/5 меньше предыдущего. Следует запомнить еще одну закономерность: если ширина средней части клепки равна отрезку АО, то ширина ее на торцах будет равна отрезку ВО - и так для каждой клепки.

Бондари обычно буквенные обозначения на шаблоне не ставят, вместо них они ножом делают тонкие зарубки, а наклеенную бумагу снимают с поверхности дерева шлифовальной шкуркой или скобелкой. Определяя ширину узких частей клепки, каждый раз отступают вправо на одно деление. Но не всегда ширина измеряемой клепки соответствует какой-либо зарубке. Ее край может оказаться и между зарубками, поэтому, чтобы сделать шкалу более точной, между длинными зарубками наносят еще и короткие. Шаблон станет более удобным, если зарубки нанести и с обратной стороны.

Есть еще менее старый и более точный шаблон. Им можно определять ширину клепки в сантиметрах. Поэтому понятно, что он мог появиться только с введением в нашей стране метрической системы. На одной стороне этого шаблона дугообразный вырез соответствует большему диаметру бондарной посуды, на другой - меньшему. Большую дугу делят на сантиметры, например на 7 см, как показано на рисунке. На малой дуге откладывают отрезок на 1/5 часть меньше, то есть 5 см 6 мм, и разбивают его на 7 частей.

Таким образом, каждая седьмая часть на малой дуге будет равна 8 мм, то есть на 1/5 меньше соответствующего деления на большой дуге. Рассчитать шаблон для любой бондарной посуды можно и графическим способом. На листе бумаги из одного центра проводят две дуги, одна из которых соответствует большему диаметру посуды, а другая - меньшему. Большую дугу делят на 6, 7, 8 ... сантиметров, в зависимости от предполагаемых размеров самой широкой клепки. Через каждое деление из центра проводят лучи, которые разделяют малую дугу на соответствующее количество частей, находящихся в определенном пропорциональном отношении к отрезкам на большой дуге (1/5, 1/7, 1/6, 1/7 и т. п.).

Могут быть какие-то другие (произвольные) отношения, полученные практически после разработки формы бондарного изделия. Лучи из центра указывают направление срезок узких кромок.

Из чертежа аккуратно вырезают своеобразные выкройки. Каждая из них обязательно должна иметь часть дуги и луча. Выкройки наклеивают на фанеру или тонкую дощечку из однородной древесины лиственных пород (липы, березы, осины, бука). Дощечку аккуратно обрезают по начерченным линиям. Шаблону придают удобную и привлекательную форму. В данном случае части шаблона расположились так, что почти произвольно возник силуэт рыбки. И как ни странно, именно это обстоятельство делает шаблон намного удобнее.

Дело в том, что порой много времени уходит на то, чтобы разобрать: какой стороной измерять широкую часть клепки, какой - узкую? Здесь же зрительный образ упрощает эту задачу. Легко запомнить, что скобой, расположенной на спине рыбки, измеряют только широкую часть клепок, а расположенной на брюшке - узкую. Чтобы еще больше подчеркнуть разницу между большой и малой скобами, одну половину шаблона можно окрасить в какой- нибудь яркий цвет, например в красный. Яркая окраска позволяет быстро находить шаблон, который может случайно оказаться затерянным в щепках и стружках. Так что привлекательный вид инструмента - это вовсе не украшательство.

Пользоваться подобным шаблоном несложно. Измерив, например, бочечную клепку в середине, запоминают цифру, соответствующую ее ширине. На рисунке ширина клепки равна 5 см. Шаблон поворачивают и с помощью делений на малой скобе отмечают ширину для клепки у торца - она будет равна 5 делениям на малой скобе. Сделав отметки карандашом, стесывают лишнюю древесину. Но о том, как изготовлять клепки с помощью шаблона, будет рассказано несколько позже.

Самодельный рейсмус и проведение им уровенной линии на поверхности бондарной посуды

Края собранного бондарного остова опиливают по линии, проведенной специальным рейсмусом. Он состоит из подставки с закрепленным на ней вертикальным бруском, вдоль которого свободно может передвигаться колодка с металлической чертилкой или карандашом. В колодке между карандашом и вертикальным бруском выдолблено гнездо, в которое вставляют клин, фиксирующий одновременно колодку и карандаш в определенном положении. Для этой же цели, что и рейсмус, некоторые бочары используют острый стержень, вбитый в стену на заданном расстоянии от пола. Остов бондарного изделия прислоняют к кончику чертилки и вращают вокруг ее оси - появляется четкая риска, идущая строго по периметру. Хотя такой способ и вполне приемлем, все же лучше пользоваться универсальным рейсмусом. Чтобы подставка рейсмуса была более устойчивой, на нее кладут свинцовую шайбу. Отлить ее можно в консервной банке. Чтобы диск имел в середине прямоугольное отверстие, в банку помещают вылепленный из глины брусок.

Бочар Словарь русских синонимов. бондарь см. бочар Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

БОНДАРЬ Толковый словарь Ожегова

БОНДАРЬ - БОНДАРЬ, я и БОНДАРЬ, я, муж. Мастер, изготовляющий из деревянных планок крупную посуду (бочки, кадки, лоханки). | прил. бондарский, ая, ое и бондарский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

БОНДАРЬ - (польск. bondarz, от нем. binder, от binden вязать). Изготовляющий бочки, кадки и т. п. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. БОНДАРЬ польск. bodnarz, от нем. Binder, от binden, вязать. Изготовляющий… … Словарь иностранных слов русского языка

бондарь - и устаревающее бондарь; мн. бондари, род. бондарей и в просторечии бондаря, бондарей … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

БОНДАРЬ - БОНДАРЬ, бондаря бондаря, муж. Бочар, ремесленник, выделывающий бочки. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

Бондарь - б ондарь, бонд арь м. Мастер по изготовлению бочек, кадок и т.п.; бочар. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

БОНДАРЬ - муж., южн., зап., твер., тамб. бочар, обручник, работающий обручную или вязанную деревянную посуду. Бондариха, жена бондаря; в песнях поминается и бондаревка, дочь бондаря. Бондарев, бочару принадлежащий. Бондарский, бондарный, относящийся к… … Толковый словарь Даля

Бондарь - БОНДАРЕВ БОНДАРЕНКО БОНДАРЧУК БОНДАРЬ БОЧАРОВ БОЧКАРЕВ БОЧАРНИКОВ БОНДАРЮК БОНДАРЮК Бондарь то же, что бочар: ремесленник, выделывающий бочки. (Ф). Бондаренко, Бондарчук, Бондарь фамилии украинского происхождения. Из добавлений посетителей О… … Русские фамилии

Бондарь - У этого термина существуют и другие значения, см. Бондарь (значения). Бондарь за работой … Википедия

бондарь - укр. бондар, боднар, блр. бондар, польск. bednarz, чеш. bednař, в. луж. bětnar. Производное от бодня кадка, бочка (см.), которое восходит к *bъdьna / *bъdьnь Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

Книги

  • Порою очарован... Даниил Бондарь. Фотоэссе , Бондарь Даниил. Любимые времена года Александра Сергеевича Пушкина осень и зима. Мне показалось интересным побывать в местах, известных каждому, кто учился в школе. Болдино, Михайловское, а еще Торжок,… Купить за 2786 грн (только Украина)
  • "Порою очарован..." Даниил Бондарь. Фотоэссе , Бондарь Даниил. Фотографии из этой книги менее всего претендуют на то, чтобы информировать, зато они позволяют зрителям "быть очарованным" ускользающими ликами. И все же представленные образы вызывают…

Некоторые ученые полагают, что бондарная посуда была известна еще в Древней Греции, но применение ее было довольно ограниченным.

Предполагается, что греческие мастера изготовляли в основном большие бочки, в которых перевозили и хранили растительное масло, вино и воду. Однако более или менее конкретные сведения о бондарной посуде относятся лишь к I-II векам нашей эры.

Полено для клёпок Olivier Colas , CC BY-SA 3.0

Археологи на месте Старой Ладоги в культурных слоях, относящихся к VIII-X векам, обнаружили остатки бондарной посуды. По раскопкам древнего Новгорода можно делать выводы об уровне развития бондарного ремесла на Руси в X-XV века.

Посуда того времени была восстановлена по найденным деталям бондарной посуды: обручам, клепкам и донцам. После реконструкции стало очевидным, что новгородцы пользовались всеми основными видами бондарной посуды, которая получила широкое распространение во всех последующих веках.

Unknown photographer , CC BY-SA 3.0

Стародавние ремесленники в совершенстве владели бондарным ремеслом, превратив изготовление жбанов и ведер, бочек и лоханей, шаек и ушатов, кружек, подойников и стаканов в настоящее искусство.

Особенности ремесла

Бондарями испокон веков были только мужчины. Связано это с тем, что ремесло требует применение немалой физической силы.

Бондарное ремесло — в его исконном, истинном варианте — уникально тем, что для него не нужно ничего искусственного. Всё можно брать от природы — бондарная техника подразумевает только дерево.

Soerfm , CC BY-SA 2.0

Деревянный остов стягивается деревянными же обручами. Безо всякого клея обручи надёжно сжимают клёпки остова и обеспечивают герметичность. Не требуется ничего металлического — ни гвоздей, ни шурупов. Любое соединение можно сделать на деревянных шкантах.

Под изделием, собранным по бондарной технике, можно понимать любое изделие, остов которого состоит из гладко прифугованных друг к другу дощечек-клёпочек, стянутых обручами.

Древесина

Важным с бондарном деле было использование той иной древесины. Мастера учитывали породу дерева, влажность, условия роста, сезон заготовки и прочие условия. Одной из самых ценных пород считался дуб.

Бондари, в совершенстве владея инструментом, тонко понимали и чувствовали пластику древесины. Зная различные качества определенных пород, они умело использовали их при изготовлении разных видов деревянной посуды.

Unknown 1938 , CC BY-SA 3.0

Необходимо, чтобы древесина хорошо кололась, обрабатывалась резанием (строгалась, пилилась), была достаточно упругой и вязкой, при распаривании легко гнулась.

Из лиственных деревьев, древесина которых идет на бондарные клепки, широко используются дуб, лещина, липа, ольха, береза и тополь, а из хвойных - сосна, ель кедр, лиственница и можжевельник. В южных областях употребляют также бук и каштан.

Дуб

Это самый лучший материал. Дубовая древесина режется с большим трудом, но хорошо колется. Отличаясь большой упругостью, она после распаривания становится очень гибкой и легко гнется, а это необходимое качество при изготовлении бочек.

wikipedia.org , CC BY-SA 3.0

К тому же плотная и тяжелая древесина дуба хорошо сушится, мало коробится и растрескивается. Она заполнена особыми консервирующими веществами - тиллами, предохраняющими ее от поражения гнилостными микробами.

Древесина дуба не боится воздействия влаги - наоборот, погруженная в воду, она становится еще прочнее.

Осина

Клёпки из ее древесины в большинстве своем шли на посуду, предназначенную для различных солений и квашений. Было подмечено, что капуста, заквашенная в осиновой кадушке, до самых жарких дней весны сохраняет белизну и упругость.

Peter Wöhrer , CC BY-SA 3.0

Склонность древесины осины к разбуханию считается в ряде случаев отрицательным явлением, но не в бондарном деле. Именно благодаря разбуханию осиновые клепки смыкаются кромками настолько плотно, что их трудно бывает порой различить.

Липа

Благодаря мягкости и однородности липовая древесина хорошо режется во всех направлениях, легко раскалывается как вдоль слоев, так и в радиальном направлении.

Она почти не коробится и очень мало растрескивается. Одно из важнейших ее свойств - незначительное усыхание или, как говорят специалисты, устойчивость к потере объемности. Липовая кадушка, пролежавшая почти все лето порожней в ожидании урожая, практически не рассыхается.

Секреты мастерства

Представьте, что Вы зашли в бондарную мастерскую в тот момент, когда бочар фугует кромки готовых клепок. Может показаться, что он нарушает все правила, принятые в столярном деле: при строгании, фуганок, закрепленный вверх подошвой, остается неподвижным, в то время как клёпка, удерживаемая в руках мастера, перемещается вдоль него.

Но именно этот оригинальный способ фуговки является одним из тех «секретов», без знания которых не стоит браться за изготовление даже простейшей кадушки. Или другая операция: набивка обруча.

Kerkvorst , GNU 1.2

Опытному бочару для этого потребуется несколько минут. С помощью специальных зажимов он ловко прикрепит три клепки к металлическому обручу и полученную треногу поставит на верстак. Затем с необыкновенной быстротой в нее будут вставлены все остальные клепки.

И вскоре на верстаке вместо треноги уже стоит остов кадки. Кроме этих есть и множество других «секретов», которые выверены веками.

В наше время

Бондарное ремесло никак не потеряло свою актуальность. Натуральные бочки, и другие предметы бондарной посуды и мебели, нельзя заменить никакими современными технологиями. В виноделии нужных результатов можно достичь только в посуде из правильно подобранной древесины.

Olivier Colas , CC BY-SA 3.0

Для хранения масла — растительного и сливочного, продукции пчеловодства, квашений, солений, в банях и саунах — везде нужны бочарные изделия.

Занимаются бондарным ремеслом сейчас, в основном частные мастера, небольшие артели, индивидуальные предприниматели. Расположены мастерские по всей России, там, где есть необходимые материалы.

Фотогалерея









Полезная информация

Бо́ндарь
Бо́ндарство

Древнейшие образцы

Такие образцы русской бондарной посуды были обнаружены в ходе археологических раскопок. Были найдены фрагменты бочек, кадок, ведер, жбанов, ушатов, подойников, шаек, лоханей и прочих бондарных изделий. Все они сохранились в крестьянском хозяйстве и широко использовались до середины XX века.

Ремесло в обычной жизни

Чаще всего бондари совмещали своё ремесло с традиционными крестьянскими занятиями. Работали они преимущественно зимой, начиная с Покрова. Некоторые мастера занимались бондарным ремеслом круглый год, за исключением трёх-четырёх месяцев летом во время уборки урожая и сенокоса.

Дупляная посуда

С неё, пожалуй, на Руси всё и началось. Она применялась для хранения масла и всевозможных сыпучих продуктов, таких, как мука и зерно, а так же для сбора мёда. Рано или поздно, но на стенках ульев и посуды появлялись глубокие сквозные трещины. И вот тогда был сделан первый шаг к бондарной посуде - был изобретен обруч. Долбленки и дуплянки, чтобы предотвратить растрескивание, начали стягивать всевозможными жгутами, веревкой, проволокой. Позднее появились, ставшие классическими, деревянные и металлические обручи.

Применение дуба

Из дубовых клёпок делали кадушки для квашения капусты и соления огурцов, кубелы для хранения сала и мяса-солонины. Яблоки, замоченные в дубовых кадках, до самой весны оставались крепкими и вкусными. Там, где от бондарной посуды требовалась особая прочность, дуб был незаменим. Лучшей колодезной бадьи, чем из дуба, вынужденной работать в самых суровых условиях, вряд ли сыскать. Есть у дубовой древесины и еще одно необычное свойство - она ускоряет закваску теста.

Применение липы

Бондарная посуда из липовых клепок хорошо сохраняет продукты. Немаловажно и то, что при этом она не придает им какого-либо неприятного запаха и привкуса. Самый лучший мед - в липовых бочонках: он долго хранит свой аромат и первозданную свежесть. Бондарная тара из липы считается лучшей для хранения и перевозки сливочного масла, которое очень долго не горкнет. А для перевозки такого деликатеса, как красная и черная икра, бочки из липы просто незаменимы. Липовая древесина - прекрасный материал для дорожной переносной посуды, предназначенной для воды и всевозможных прохладительных напитков: фляг, баклаг, лагунцов и тому подобного.

Обручи

Большое значение имеет древесига, из которой изготавливают обручи. Так сложилось, что в основном это древесина садовых деревьев. таких как: сирень, ирга, черёмуха, черешня, кора липы, ивы, дуба, ясеня, вяза, клёна и орешника.

Бочарная трава

Бондарная посуда, будь то кадка или бочка, иногда требует дополнительной доработки. Бывает,что мастер не уверен, что клепки пригнаны друг к другу с достаточной точностью, тогда-то и выручает его бочарная трава. В основном, это травы, имеющие грубую волокнистую стрктуру. Такие как рогоз, камыш и другие. Довольно часто готовая бондарная посуда, как говорят, течет уторами. Это значит, что есть щели в стыках между клепками остова и донышка. Их можно устранить с помощью специально подготовленных бочарных трав.

Не только бочки

Бондари производят далеко не только бочки и посуду. Существует ещё бондарная мебель. Это столы круглые и овальные, табуреты, пуфики и банкетки, тумбочки и прочая мебель, изготовленная по бондарной технике. Все они объединены тем, что дерево не распиливается на нужные детали, потом собирается и склеивается, как в столярном производстве. Бондарные изготавливаются по особой бондарной технологии, предусматривающей ручную обработку дерева и скрепление клепок обручами без клея. Таким образом, эту мебель можно считать 100% экологичной. В ней даже гвоздей нет.

На дворе XXI век - эпоха глобальной индустриализации и автоматизации всех производственных процессов. На этом фоне традиционные ремесла кажутся чем-то очень древним, архаичным. Одним из забытых ремесел является бондарство.

Кто такие бондари? Чем они занимаются? И каковы значения слова «бондари»?

Старинные ремесла в современном мире

Под ремеслом подразумевается мелкое производство, с использованием ручной работы и примитивных орудий труда. Его также часто называют «кустарным производством», а соответствующих работников - «кустарями».

Первые ремесла возникли давно, и прошли долгий путь развития, видоизменяясь и принимая новые формы. В эпоху Средневековья они поспособствовали формированию отдельных слоев городского общества. К постепенному вытеснению ремесленников на «обочину» общественной и экономической жизни привела промышленная революция (XVIII - начало XIX века).

Современный мир - это промышленные концерны и массовое производство. Казалось бы, традиционным ремеслам в таком мире просто нет места. Тем не менее, они продолжают жить и развиваться. Даже в сфере информационных технологий в наше время рождаются свои «ремесленники» (копирайтеры, специалисты по SMM и т.п.), и оказываются весьма и весьма востребованы!

К традиционным (историческим) стоит отнести следующие ремесла:

  • ткачество;
  • кузнечное дело;
  • гончарное дело;
  • бондарство;
  • резьба по дереву;
  • столярное ремесло и прочие.

Бондарь - это… Значение слова

Итак, кто же такие эти бондари? Что и как они производят? Давайте ответим на эти вопросы.

Бондарь - это мастер по изготовлению бочек (иногда - и некоторых других изделий из дерева). А соответствующее ремесло называют бондарством. Ранее оно было распространено повсеместно. Сегодня же встретить настоящего бондаря гораздо сложнее. Однако их ремесло по-прежнему актуально. Ведь в деревянных бочках нуждается винная и коньячная промышленность.

Откуда происходит термин «бондарь»? Это слово, скорее всего, имеет украинские корни. С украинского языка оно переводится как «бочка». Любопытно, что в средневековой Скандинавии было распространено слово «бонд». Так в скандинавских странах именовали вольного, свободного человека.

Фамилия Бондарь и ее аналоги в мире

Нельзя не вспомнить еще об одном любопытном факте. Данная профессия породила довольно распространенную фамилию - Бондарь. Она весьма популярна в России, Украине, Молдове и Беларуси.

У других народов мира существуют ее аналоги. Какие фамилии родились от бондарного дела в других странах, вы можете увидеть в следующей таблице:

Современное бондарство

Бондарь - это не просто развлечение или дань традициям. Это очень тяжелый труд, требующий от мастера немалых навыков и умений. К тому же в распоряжении бондаря целый арсенал инструментов, которыми нужно уметь правильно пользоваться. Кроме тривиального и знакомого всем топора среди них есть и экзотические орудия: уторник, фуганок, струги.

Деревянные бочки - вещь, казалось бы, нехитрая. Но так только кажется на первый взгляд. Современный бондарь должен быть и плотником, и станочником, и жестянщиком. Он должен хорошо разбираться в породах деревьев: далеко не каждая древесина годится для этого дела (для изготовления бочек и кадушек лучше всего подходят дуб, вереск и липа). Навыки столярного мастерства здесь тоже важны, ведь нужно идеально подогнать друг к другу все бруски и днище.

Чтобы стать хорошим бондарем, следует иметь три главных качества. Это предельная аккуратность, точность и отличная координация движений. Бондари сегодня востребованы, прежде всего, в винодельческой и химической промышленности. Оценивается работа таких мастеров примерно в 30-50 тысяч рублей.



Б ондарь Антон Филиппович - командир орудия 4-го гвардейского стрелкового полка (6-я гвардейская стрелковая дивизия, 13-я армия, 1-й Украинский фронт), гвардии старший сержант.

Родился 22 июня 1913 года в селе Кошев ныне Тетиевского района Киевской области Украины в семье крестьянина. Украинец. Образование начальное. Работал бухгалтером в свеклосовхозе. В РККА в 1936 - 1938 годах и с 1941 года.

С началом Великой Отечественной войны на фронте. Гвардии старший сержант Бондарь отличился при форсировании Вислы южнее города Сандомир (Польша). 2 августа 1944 года на плоту в числе первых переправил орудие на противоположный берег. Находясь в боевых порядках подразделений, участвовал в отражении многочисленных контратак противника и удержании позиций на сандомирском плацдарме.

З вание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 5300) Антону Филипповичу Бондарю присвоено 23 сентября 1944 года.

После войны старшина А.Ф.Бондарь демобилизован по состоянию здоровья. Вернулся в родное село, работал буxгaлтepoм в колхозе. Умер 31 января 1997 года. Похоронен в селе Клюки Тетиевского района Киевской области (Украина).

Награждён орденами Ленина, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, Славы 3-й степени, медалями.

Август 1944 года. На плацдарм за Вислой переправилось орудие Бондаря. Времени нельзя было терять ни минуты. Артиллеристы поставили пушку в указанном командиром месте и взялись за лопаты. Работали, не зная усталости. Понимали: если до рассвета не успеют отрыть и замаскировать укрытие для орудия и расчета, туго придется.

Утром в небе появились вражеские самолеты. Один за другим они пикировали на наши позиции сбрасывая смертоносный груз. Едва самолеты отбомбились, послышалось завывание снарядов. Они рвались совсем близко. Комья земли падали на орудие, людей. В перерывах между грохотом разрывов слышался нарастающий гул моторов. Танки! На позицию стрелкового подразделения, выстроившись в линию, шло шесть фашистских танков, ведя на ходу огонь. Следом за ними бежали автоматчики.

А.Ф. Бондарь оценивал обстановку. Танки еще далеко. Если сейчас выкатить орудие на площадку и открыть огонь, позиция сразу же будет обнаружена. Шесть танковых стволов быстро могут расправиться с одним орудием. Лучше подождать, подпустить вражеские машины поближе, чтобы бить наверняка.

Оставляя за собой сизые клубы дыма, танки шли все ближе и ближе. Антон Филиппович не сводил с них глаз. Один из снарядов разорвался совсем рядом. Но А.Ф. Бондарь видел, что фашистские танкисты бьют наугад. Значит орудия враг не видит. Это - самое главное. Внизу, в укрытии, на своих местах его расчет, готовый по первому сигналу командира выкатить орудие на открытую площадку и принять неравный бой с врагом. Земцов, Сергеев, Максименко, Петров...

И вот она прозвучала-короткая, как выстрел, команда:

Секунда - и лязгнул затвор. Антон Филиппович поймал в перекрестке прицела гусеницу переднего танка. Короткий и резкий удар. Бондарь видел, как разлетелась левая гусеница и, горбатясь, словно змея, сползла с катка. Танк, пройдя еще несколько метров, резко рванулся вправо и застыл на месте, подставив борт. Еще удар - и насквозь прошита броня. Из вражеской машины повалил дым.

А командир наводил орудие уже на второй танк. Выстрел! Еще один. Еще... Замер второй танк. Потом третий. Оставшиеся три танка - вот они, совсем рядом, уже переваливают через окопы пехотинцев. Позиция орудия обнаружена. Один из танков направил хобот пушки, кажется, прямо в прицел, через который смотрит Антон Филиппович. Два выстрела грянули почти одновременно. Вражеский наводчик промахнулся. Снаряд, просвистев над щитом орудия, разорвался позади позиции. Но не промахнулся советский артиллерист.

Когда две невредимые машины перевалили через окопы пехотинцев, словно из-под земли, поднялось сразу несколько рук с противотанковыми гранатами. Глухие взрывы оповестили, что с вражескими танками покончено. Автоматчики, отсеченные от танков пулеметным огнем, убегали короткими перебежками. Их настигали меткие пули советских пехотинцев.

Так закончился еще один бой Антона Филипповича Бондаря и его боевых друзей. На его счету стало восемь уничтоженных вражеских танков...



error: Контент защищен !!