Будда Медицины: мантра для исцеления болезней тела и ума! Культуральные особенности оказания медицинской помощи Практика Будды Медицины.

Будду Медицины называют также Буддой Исцеления. В Тибете существовали поверия, что достаточно только прикосновения с верой к образу Будды Медицины, чтобы наступило исцеление. Это также подчёркивает действенность практик (садхан), связанных с Бхайшаджьягуру.

В Тибете Бхайшаджьягуру изображают либо как Будду, либо как бодхисаттву.

Бхайшаджьягуру облачён в монашеское одеяние, он сидит на львином троне. Тёмно-синий цвет его тела символизирует мудрость Дхармадхату. В левой руке, покоящейся на бедре, он держит чашу с целебным растением, символом панацеи от всех омрачений ума и болезней, его название - миробалан (говорится также, что в патре находится лекарство из трав, устраняющих болезни слизи, ветра и желчи, а также три корневых яда: гнев, привязанность и неведение).

В правой руке, развёрнутой в варада-мудре (жесте защиты), у него стебель этого растения. Как у любого будды, у него имеется маленькая круглая выпуклость выше носовой перегородки - урна, а на вершине черепа находится большая выпуклость - ушниша. Так же как и Будда Шакьямуни, Бхайшаджьягуру наделён тридцатью двумя основными и восьмьюдесятью второстепенными признаками будды. Его волосы короткие и вьющиеся, мочки ушей - удлиненные и проколоты.

Иногда Будду Медицины изображают рядом с Буддой Шакьямуни и Буддой Амитабхой.

Живые существа страдают от двух видов болезней: физических болезней, из-за которых страдает и слабеет тело, и умственных болезней, или омрачений. Болезни тела являются следствием умственных болезней, таких как гнев, привязанность и неведение. Для живых существ нежеланны как болезни ума, так и болезни тела. Наш ум сильно зависит от состояния нашего тела, и поэтому исцеление наших телесных недугов также играет важную роль. В связи с этим Будда и явил себя в форме Будды Медицины и преподал Чжуд-ши, то есть четыре медицинские тантры. В них изложены методы излечения более 400 видов физических болезней, объяснены их источники и даны симптомы этих заболеваний. Поэтому очень полезно делать практику Будды Медицины и каждый день читать его мантру — особенно это помогает в качестве профилактического средства от разнообразных заразных заболеваний.

Практика Будды Медицины очень сильна. Молитва к Будде Медицины очень эффективна в случае серьезных болезней; она проводится также и для обретения успеха в различных делах. С помощью этого метода мы можем даже обрести способность к ясновидению. Так, к примеру, накануне прихода больного вы можете увидеть его во сне и поставить ему диагноз. Тогда на следующий день, когда пациент явится к вам наяву, вы пропишете ему нужное лекарство. Это является знаком достижения ясновидения.

Мантра очищает нас также от отрицательной кармы, быстро устраняет страдание от болезней и усмиряет вредоносных духов. Её чтение принесет нам успех и исполнение всех наших желаний.

Если вы хотите защитить себя от болезней, визуализируйте перед собой Будду Медицины и читайте его мантру : ОМ БЕГАНДЗЕ БЕГАНДЗЕ МАХАБЕГАНДЗЕ РАНДЗА САМУТГАТЕ СОХА. Прочтите ее семь раз, 21 раз или 100 раз. Если же вы получите от духовного наставника передачу этой мантры, ее чтение будет гораздо эффективнее. Если вы болеете, после чтения этой мантры подуйте на лекарства, которые вы принимаете, а также на воду для питья. Если же вы не болеете, после чтения мантр подуйте на воду, которую нужно поставить рядом в стакане, и выпейте эту воду, представляя, что пьете целительный нектар. Это также может быть полезно в качестве профилактики от различных болезней.

Здравствуйте, уважаемые читатели! Сегодня вы познакомитесь с интересным божеством, одним из аспектов Будды Шакьямуни. Будда медицины – так его называют.

Кто это такой

Это божество возглавляет семь других Будд медицины. В это число входит и , таким образом, всего их восемь.

Будда медицины

Главу медицинских Будд называют и по-другому, в зависимости от региона почитания или от того, какое качество Просветлённого хотят подчеркнуть:

  • на санскрите – Бхайшаджьягуру,
  • Гуру-целитель,
  • Духовный учитель-врач,
  • на тибетском языке – Манла,
  • монголы – Оточи,
  • японцы – Якуси,
  • Наставник-целитель,
  • Будда исцеления,
  • Вайдурьяпрабхараджа,
  • Бхайшаджьягурувайдурьяпрабхараджа,
  • Владыка сияния берилла,
  • Владыка сияния лазурита,
  • Hаставник Врачевания Лазуритового Сияния.

Минерал, помогающий в лечении

Последние пять его имён связаны с минералом лазуритом, который издревле считался камнем, помогающим излечению душевных и физических недугов.

Лазурит, получивший своё название от сходства с синим небом, восстанавливает зрение, если смотреть на него понемножку каждый день. Бусы из него снижают давление, избавляют от бессонницы и препятствуют кошмарным сновидениям. Беременным женщинам камень помогает сохранить ребёнка, снимает проявления токсикоза.


Раньше из него делали порошок и смешивали с лекарствами, смесь способствовала выведению ядов из тела больного. Сделанной из лазурита особой краской окрашивали одеяния верховных правителей. Что касается действия камня на тонком духовном уровне, то он:

  • помогает установлению связи с богами;
  • преподносимый в подарок, доносит посыл искренности и дружелюбия;
  • очищает накопленный негатив из биополя человека;
  • служит напоминанием о божественном начале всего сущего, тем самым способствуя духовному развитию владельца;
  • развивает милосердие и способность чувствовать чью-то боль и обиды;
  • взращивает мудрость;
  • привлекает благоденствие, счастье, любовь.

Как божество выглядит

Цвет лазурита варьируется от светло-синего до насыщенного, и тело обладателя его – Бхайшаджьягуру – изображается обычно тоже тёмно-синего цвета. Правда, по другой причине: такой цвет олицетворяет Дхармадхату, мудрость. Иногда изображение может быть жёлтым, золотистым или покрытым настоящим золотом (последнее традиционно в Непале).

Лечащий Будда восседает в падмасане (позе лотоса). Трон его или львиный, или представляет собой , в котором каждый лепесток является солнцем либо луной. Цветок взращён океаном сансары.

Будда Медицины предстает в монашеских одеждах. Пальцы одной руки сложены в дхьяна мудре, они удерживают патру, куда кладут подаяния. В ней ценнейшее лекарство,излечивающее все ментальные и телесные болезни – растение миробалан , которое на санскрите называется харитаки , на латыни – терминалия хебула.

Растение почитаемо на Востоке как лекарство от всех болезней и числится в золотом списке аюрведы. По легенде оно взошло из капелек амриты, напитка, дающего бессмертие. Эти капли упали на землю с неба, когда Индра восхищённо созерцал танец небесных аспар и так увлёкся, что напиток пролился. Взошедшая из капель терминалия хебуладарит занедужившим людям энергию бога и согревает его страстью.

По другой трактовке, в чаше находится смесь растений, помогающих Слизи, Ветру и Желчи справиться с их недугами и с тремя главными омрачениями: яростью, привязанностью и незнанием. Пальцы другой руки Лечащего Будды сложены в варада-мудре, которая является защищающим жестом. В них — стебель харитаки.


Миробалан хебула

Бхайшаджьягуру обладает всеми возможными главными и второстепенными признаками, присущими Буддам, их сто двенадцать, включая урну и ушнишу («третий глаз» и выпуклость в районе макушки, показывающие достижение просветлённости). Волосы Лечащего Будды недлинные и кудрявые, уши вытянутые, с проколотыми мочками.

Чаще всего Будда Медицины соседствуют с другими семью проявлениями, по бокам – его шестеро братьев, которые тоже Будды.

Вверху головы Бхайшаджьягуру, которая, как правило, окружена зелёным нимбом, восседает сам Учитель. У ног же Лечащего Будды часто изображается кто-то из дхармапал – защитников учения. Возможны разные варианты в иконографии, где с Бхайшаджьягуру соседствуют и другие Будды или бодхисаттвы. В он сам тоже иногда изображается бодхисаттвой.

Медицина в Тибете

Бхайшаджьягуру (Шакьямуни в медицинской ипостаси) передал людям свои знания в лечебном деле в виде тибетского Чжуд-ши, что значит «четыре тантры».Сам он пребывал во время изложения этих тантр в самадхи – состоянии медитации. А из его тела выделялись риши – мудрецы, один из которых задавал вопросы Лечащему Будде, а другие озвучили по очереди все четыре тантры.


Чжуд-ши

Помещение дворца, где происходило действо, было украшено различными лечебными драгоценными камнями, которыми, как говорят, можно было излечить свыше четырехсот болезней. А сам Будда излучал такое нестерпимое лазуритовое сияние, что все вокруг очищались от болезней, нечисти, грехов и прочей скверны.

Суть учения заключается в понимании того, что три упомянутых выше умственных омрачения – ярость, привязанность и незнание приводят к дисгармонии дош. Вследствие этого возникает болезнь. На доши, соответственно, влияют

  • окружающий мир,
  • жизненные устои
  • и эмоциональный настрой.

Под воздействием всего этого согласовываются или не согласовываются между собой различные части телесной оболочки.Напрашивается вывод, что все телесные болезни есть результат неправильных умственных установок. Чтобы вылечиться, нужно достичь гармонии между этими частями.

Воздействовать на гармонизацию можно изменением рациона, сменой привычек, тибетскими лекарствами, нетрадиционными медицинскими процедурами, воздействующими на особые точки тела. А важнее всего то, что практика Лечащего Будды позволит совершенствовать дух. Ведь тот, кто находится в гармонии с собой и окружающим миром, по определению, не подвластен болезням. Подробнее об основах тибетской медицины можно почитать .

Страница из Атласа тибетской медицины

Несмотря на то, что мы выделили три основных омрачения, в уме их существует, с буддийской точки зрения, восемьдесят четыре тысячи; столько же и болезней. Всего они подразделяются на тысячу с небольшим видов, в кратком виде представленные четыреста четырьмя.

И вот это, последнее, число даёт нам четыре основных класса болезней, возникшие:

  • из-за кармы предыдущих воплощений,
  • по причине кармы, накопленной уже в этом рождении,
  • вследствие влияния вредоносных духовных сущностей,
  • лёгкие болезни, от которых можно избавиться, скорректировав питание и привычки.

Практика Высшего Врача из Всех Врачей в традиции Алмазного пути ставит целью избавление от трёх главных причин появления всех недугов:

  • незнания;
  • стремления возвыситься, страсти ко всему собственному;
  • неприязненного отношения и равнодушия к прочему,

и, как следствие, обладание крепким здоровьем.

Бхайшаджьягуру в Бурятии

Буряты именуют данного Будду Отошо. В восхвалении ему они не уступают тибетцам. Не так давно в Агинском округе Бурятии состоялось открытие статуи Будды Медицины в заповедной зоне Алханай. Теперь все буддисты могут приезжать сюда с молитвами и просьбами.


Будда Отошо

Отметим, что некоторое время назад в Улан-Удэ, в художественном музее, строили мандалу Будды исцеления. Для этого прибыли шесть монахов из Тибета. После завершения мандала, по традиции, была разрушена, а песок, из которого она делалась, раздали верующим. Остаток опустили в реку, чтобы он принёс благо всем живущим на Земле.

В бурятской Маракте построена ступа Отошо, а недалеко от неё – медитационный центр, маленькое строение, где каждый может предаться затворничеству на какое-то время.

Как обращаться за помощью

Будда исцеления имеет свою мантру , которая обладает чудодейственными свойствами:

ТАЯТА OМ БЕКАНЗЕ БЕКАНЗЕ МАХА БЕКАНЗЕ РАДЗА САМУГДАТЕ СОХА

Утверждают, что если даже просто услышишь имя Лечащего Будды, то уже никогда не родишься животным, духом или в аду, настолько велико милосердие обладателя мантры. Конечно, следует не забывать о посвящении, которое необходимо получить перед началом практики.

Садхана мощно очищает и помогает исправить положение с невыполненными обязательствами или обетами. Чтобы исцелиться, мощнее благословения не придумать, считают в Тибете. Практика пробуждает внутреннюю мудрость, которая есть у каждого, и привлекает в жизнь устойчивый успех.

Заключение

Многие люди по ошибке считают, что Будда медицины нужен только, чтобы вылечиться. Однако, драгоценность практики Лечащего Будды в том, что любая проблема становится решаемой и всякая цель – выполнимой. Можно купить и статуэтку этого Будды, которая, несомненно, подарит долголетие и здоровье своему обладателю.


На этом, друзья, прощаемся с вами! Не забывайте пользоваться полученными знаниями в своей жизни. Поддержите блог — рекомендуйте статью для прочтения в социальных сетях, если она вам понравилась.

«Его тело сияет цветом лазури. Левая ладонь его сложена в мудре медитации и держит чашу для подаяния, наполненную нектаром долгой жизни. В знак того, что он дарует защиту от болезней, его правая ладонь вытянута в жесте даяния и держит «великое лекарство» — растение арура».

Мен Тце Кханг

Древние учения повествуют, что тот, кто даже просто увидит изображение Будды Медицины, или услышит его имя, получит невообразимую пользу. Будда Медицины (еще его называют «Гуру-целитель», «Будда Исцеления», «Духовный учитель-лекарь») – это особый аспект Будды, его особое проявление как целителя. Много веков назад Будда явил себя в форме Будды Медицины и преподал на Земле учение о болезнях, их причинах и способах исцеления. На основе его учений составлены трактаты по Тибетской медицине. В форме Будды Медицины он дал очень сильные обеты, которые неукоснительно выполняет и до наших дней.

Обеты Будды Медицины:

  1. Излучать бесконечное количество света своим сиянием, чтобы помочь каждому стать Буддой, как стал Буддой он сам.
  2. Пробуждать осознанность чувствующих существ с помощью своего сияния лазурного цвета.
  3. Обеспечивать материальные нужды чувствующих существ, по потребностям.
  4. Исправлять мировоззрение и путь существ, направляя их к тому, чтоб они стали Пробудженными.
  5. Помогать существам следовать Моральным Принципам (заповедям), даже если раньше им это не удавалось.
  6. Исцелять существ, уже рожденных с физическими недостатками и болезнями (т.е. лечить кармические болезни).
  7. Нести облегчение беспомощным и больным (т.е лечить любые болезни).
  8. Помогать женщинам, которые хотят родиться в следующей жизни мужчинами, получить такое перерождение.
  9. Помогать в исцелении от ментальных болезней и омрачений ума (т.е. лечить душу).
  10. Помогать угнетенным освободиться от страданий.
  11. Помогать тем, кто страдает от сильного голода и жажды.
  12. Покрывать тех, кто страдает от холода и комаров.

Плоды практики Будды Медицины

Практика Будды Медицины, Высшего Целителя в буддизме – это практика всех буддистских целителей, очень мощный метод исцеления и увеличения целительских возможностей как самого целителя, так и его пациентов. Выполняя практику перед встречей с пациентом, целители получают подсказки, понимание причин болезней и методов лечения. При помощи этой практики преодолеваются привязанности, ненависть, невежество; исцеляются физические и ментальные болезни, устраняется страдание. Практика Будды Медицины не только способна исцелить недуги тела, но и очищает от . В традиции буддизма, тяжело больной, прикованный к постели человек начитывает мантру Будды Медицины, а также пьет воду, над которой начитывалась эта мантра (такая вода считается благословленной Буддой Медицины и имеет сильные целительные свойства). Практика также применяется в качестве профилактического средства при угрозе серьезных заболеваний, заражения, эпидемий.

4 класса болезней согласно Тибетской медицине

Согласно учению Будды, записанному в Бхайшаджьягуру-сутр е , причинами всех болезней являются 3 яда: иллюзия (омрачение, невежество, заблуждение), привязанность (желание, гордость, вожделение) и отвращение (гнев, ненависть, агрессия). Они порождают 4 класса физических и ментальных болезней:

  1. 101 неизлечимая кармическая болезнь , вызванная неблагими деяниями прошлых жизней. Последствия таких кармических болезней проявились в этой жизни в соответствии с неотвратимыми законами Кармы. Эти болезни неизлечимы средствами современной медицины, во многих случаях они смертельны. Помочь здесь может только духовная практика, и то не всегда. Но если даже духовная практика не привела к полному исцелению, то в этом случае она облегчит течение болезни, обеспечит более легкую смерть, а человек, переродясь в новой жизни, благодаря практике уже получит освобождение от кармы прошлого и благие заслуги (более благоприятную карму). В буддизме считается, что самая благоприятная практика при кармических болезнях – практика Будды Медицины.
  2. 101 болезнь, вызванная негативным влиянием злых духов и темными силами (например, путем одержания и т.п.). Если такую болезнь лечить медицинскими средствами, то пользы от этого не будет. Исцеление возможно при помощи человека, владеющего методами освобождения от таких состояний (ламы или продвинутого на духовном пути человека). После экзорцизма, такая болезнь легко поддается медицинскому лечению.
  3. 101 болезнь, имеющая причины в текущей жизни (по грехам этой жизни, начиная с раннего детства), которая проявляется в более поздний период этой же жизни. Такие болезни трудно и медленно поддаются лечению официальной медициной, но быстрее уходят, если человек занимается духовной практикой и изменяется, работает над собой. Тут нужно сочетать духовную практику и медицину.
  4. 101 поверхностная болезнь – вызванная неправильным образом жизни или неблагополучной экологией. Такие болезни легко лечатся даже просто изменением образа жизни (режима питания, отдыха и т.п.), не прибегая к помощи медицины.

Будда Медицины имеет силу и полномочия лечить все 4 класса болезней. Он зрит в корень, причину болезни (которая может быть скрыта пеленой веков и времен) и незримыми путями приводит человека либо к осознанию и изменению себя, либо непосредственно к исцелению. Будда Медицины может оказывать помощь как на тонком плане (работает с полем), так и на физическом (работает с телом).


Буддизм – религиозно-философское учение, возникшее в Древней Индии в VI-V в.в. до н.э. и превратившееся в ходе развития в одну из трех мировых религий. В настоящее время в мире насчитывается 400 млн. буддистов-мирян и примерно 1 млн. монахов и монахинь. Основными источниками буддистской веры выступают – Трипитака («три корзины», свод священных книг) и Лалитивистара (жизнеописание Будды). Основатель буддизма – индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будды, то есть «пробужденного, просветленного».

Отношение к биоэтическим проблемам диктуется философско-этическими положениями буддизма. Стержнем учения является проповедь Будды о «четырех благородных истинах»: существует страдание, причина страдания, освобождение от страданий и путь, ведущий к освобождению от страданий. Освобождение буддизм представляет себе, прежде всего, как уничтожение желаний, точнее – угашение их страстности, чем достигается особое состояние – нирвана.

Нравственный идеал буддизм представляет как абсолютное непричинение вреда окружающему, проистекающее из общей мягкости, доброты, чувства, совершенной удовлетворенности.

Буддийская этика основывается на альтруизме и сострадании. Она содержит требования, близкие христианству: не отнимай ничьей жизни, будь то человек или животное; не кради; не пьянствуй; не произноси ошибочных, пустых или лживых речей; не прелюбодействуй. Если буддийские монахи руководствуются многочисленными (более 200) правилами, то мирянам рекомендуется следовать пяти вышеперечисленным заповедям.

По многим биоэтическим проблемам буддизм высказывается сходно с другими религиозными конфессиями (см.: Христианство, Ислам, Иудаизм). Но в некоторых вопросах позиция буддизма «мягче» позиции других религий. Например, христианство не допускает оплодотворение спермой донора в технологиях искусственного деторождения. Буддизм же считает, что подобная практика приемлема при условиях добровольного согласия супругов, соблюдения анонимности донора и без выплаты ему вознаграждения, так как в основе его участия (донора) лежит лишь желание помочь ближнему. Как и христианство, буддизм не исключает воспитания приемного ребенка, считая это более предпочтительным вариантом решения проблемы бездетности.

^ «ВРАЧ - ПАЦИЕНТ»

«Врач - пациент» – отношения, исторически складывающиеся с такими отношениями как «врач - врач», «врач - медсестра», «врач - родственники пациента», «врач - государство». Отношение «врач - пациент» является исторически первичным, основным и выступает ключевой проблемой биоэтики. Проработка юридических, этических, религиозных и др. прав, свобод и ценностей участников отношения «врач - пациент» создает прочную основу решения биоэтических проблем в различных областях медицины: реаниматология, трансплантология, психиатрия, генная инженерия и диагностика, репродуктивная медицина, пластическая хирургия.

Отношение «врач - пациент», включенное в систему прав, свобод и ценностей, позволяет выделить в нем ряд аспектов: медицинский, административно-организационный, правовой, этический, психологический, религиозный, экономический.

Медицинский. Стороны отношения («врач» и «пациент») выступают обобщением. Врач для пациента представляет медицину в целом, разнообразие врачебных специальностей, манипуляций, технологий диагностического, лечебного, профилактического характера. Пациент – это лицо, обратившееся за медицинской помощью, нуждающееся в ней, пользующееся ею на постоянной или временной основе. Пациент, в свою очередь, выступает в многоообразии нозологических форм, профессий, социального статуса, пола, этнического происхождения, отношения к закону (законопослушный или правонарушитель).

Отношение «врач - пациент» носит не столько дихотомический, сколько триадический характер. Встреча пациента и врача – это всегда (в большинстве случаев) по поводу заболевания. Поэтому это отношение можно представить в следующем виде: «врач – болезнь - пациент». Со стороны врача пациент ожидает медицинскую услугу, помощь, вмешательство. Под медицинским вмешательством понимается воздействие на организм человека медицинскими методами и средствами в целях профилактики, диагностики, лечения, реабилитации, научного исследования. В соответствии со специальностью различается и тактика врачей: терапевт – тактика вопросов, психиатр – тактика исследовательская, психотерапевт – тактика сотрудничества, хирург – «анатомический» подход.

Медицинский аспект амбивалентен относительно биоэтических ситуаций и проблем. С одной стороны, в строгом смысле слова, медицинские технологии нейтральны относительно ценностей и прав пациентов. Сами по себе такие технологии как, например, забор, хранение, переливание крови, подготовка фракций крови, кровезаменителей не ассоциируются с вопросами этики, но эпидемия СПИДа способствовала выявлению ряда проблем в этой сфере. Есть случаи, когда больные, нуждающиеся в переливании крови, получали ВИЧ-инфицированные фракции крови.

С другой стороны, реализуясь опосредованно, через медработников, медицинские технологии могут вступать в противоречие с правами и ценностями пациентов. Например, трансплантация крови – общепринятая технология. Но, если пациент является членом религиозной секты Свидетелей Иеговы, то переливание ему обычной крови – ущемление его религиозных ценностей. В этом случае возникает биоэтическая ситуация и проблема. Основное противоречие этого аспекта – противоречие между потребностью пациента в медицинской помощи и ее качеством.

^ Административно-организационный аспект состоит в том, что организация медицинской помощи гражданам закрепляется административно: - имеются районные, городские, областные и др. медучреждения; - работа медицинского персонала организуется в соответствии с графиками, отпусками. К тому же необходимо добавить, что распределение финансовых, технических материальных ресурсов проводится далеко неравномерно и не всегда по потребностям медучреждений.

Административно-организационный аспект сам по себе тоже не порождает биоэтических проблем, но может создать условия для них. Например, отсутствие специалиста, задержка выезда скорой помощи по вызову, опоздание врача на прием и т.д. Основное биоэтическое противоречие этого аспекта – противоречие между потребностью пациента в медицинской помощи и доступностью этой помощи.

^ Правовой аспект состоит в том, что отношения «врач – пациент» регламентируются нормами права. Выделяют личные, социальные, экономические, политические права и свободы граждан, гарантируемые Основным законом (Конституцией) государства. (См.: «Права врача», «Права человека», «Права пациента»).

Данный аспект включает в себя диалектику прав и обязанностей сторон. Если одна сторона заявляет права, то, тем самым, возлагает на противоположную сторону определенную обязанность. Так, если пациент выражает свое право на медицинскую помощь, то врач обязан оказать эту помощь. Если врачу дано право оказания помощи, то пациент обязан подчиниться предписаниям, назначениям врача.

Особенность действия правовой нормы состоит в ее принудительном и внешнем характере. Эта особенность сохраняется, несмотря на то, что в современной культуре происходят серьезные изменения судебно-правовой системы от карательного правосудия в сторону охранительного правосудия. Об этом свидетельствуют изменения Уголовного кодекса Российской Федерации (1997 г.), принятие «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» (1993 г.), принятии ряда законов о защите здоровья и прав пациентов при оказании психиатрической помощи, трансплантации и др. В стадии разработки и обсуждения находятся проекты законов: «О правовых основах биоэтики и гарантиях ее обеспечения», «Об эвтаназии и условиях ее применения».

Реализация прав, свобод врача и пациента тесно связана с ответственностью за нарушения норм, правил, законов (См.: «Ответственность медработников», «Врачебные ошибки», «Ответственность пациента»).

^ Этический аспект. Этика выступает ядром биоэтики. Вероятно, в название последней этика входит не случайно. Ведь с точки зрения гуманистической этики человек выступает самоценным, целостным существом. В этике человек выступает, прежде всего, как цель, а не как средство. В неэтических отношениях человек выступает преимущественно в качестве средства: в экономических – работника, в политических – электората в правовых - гражданина и т.д. Самоценность пациента закреплена в биоэтических принципах: конфиденциальность, информированное согласие, справедливость, не навреди, делай добро, уважение автономии личности. Врач, в свою очередь, реализуя вышеперечисленные принципы, сохраняет и себя на высоком этическом уровне.

Этический аспект не ограничивается только отношением «врач-пациент». Весьма важным является морально-этическое отношение пациента к своей болезни и к своему здоровью. Отечественная социология медицины использует понятие «самосохранительное поведение», выражающее наличие или отсутствие вредных привычек, информированность о болезнях, рисках, ценностях здоровья, степень активного поведения человека относительно своего здоровья. Социологические опросы свидетельствуют о том, что лишь 22% опрошенных считают здоровье самым главным в жизни, 68% уверены в том, что в некоторых обстоятельствах можно забыть о важности здоровья ради дополнительного заработка, учебы и пр., 10% ответивших предпочитают жить с риском, острыми ощущениями, ни в чем себя не ограничивая (Социологические исследования. – 1999. - № 5. – С.84,91).

Этические отношения «врач - пациент» регулируются этическими нормами и принципами. Если правовая регуляция носит внешне принудительный характер (судебные решения, законы, постановления), то моральная – предполагает свободное и добровольное выполнение нравственных норм.

В настоящее время отечественное здравоохранение регламентируется «Этическим кодексом российского врача» (1994г.), «Клятвой российского врача» (1994 г.). Наряду с национальными существуют и международные этические документы: «Международный кодекс медицинской этики», «Женевская декларация», «Хельсинско-Токийская декларация» и др. Необходимость в международных этических документах обусловлена трагическим опытом европейской истории (медицинские эксперименты нацистских врачей в концлагерях), взаимной заинтересованностью развитых государств в развитии медицинской науки и практики, совместной деятельностью по ликвидации очагов эпидемий, борьбой с опасными заболеваниями XXI века (СПИД, рак, диабет и др.).

Биоэтическими принципами являются: уважение моральной автономии личности, конфиденциальность, «не вреди», «делай добро», справедливость (См.: «Принципы биоэтики», «Медицинская этика»).

Законодательства развитых стран (в том числе и России) предусматривают в судебном порядке возмещение по иску пациента морального ущерба, наряду с возмещением за нанесенный вред здоровью. (См.: «Ответственность медработников»).

Нарушение профессиональных этических норм медицинским персоналом нередко выступает причиной появления особой группы психогенных заболеваний пациентов (См.: «Сестрогения», «Ятрогения»).

^ Религиозный аспект состоит в том, что в некоторых случаях поведение пациента, его согласие (или отказ) на медицинское вмешательство, выбор медицинских технологий и вообще отношение к здоровью, жизни, смерти зависит от его религиозных убеждений (См.: «Буддизм», «Ислам», «Иудаизм», «Христианство»). Для России этот аспект важен и потому, что она представляет собой многоконфессиональную страну. По некоторым данным, в России на 2002 г. зарегистрировано организаций: православных – 11130, протестантских – 3738, исламских – 3121, католических – 273, иудейских – 189, буддийских – 189.

Религиозная мотивация поведения пациента отличается не только от светского (атеистического) поведения, но и может различаться внутри самой религиозной мотивации (православие, католицизм, буддизм и др.).

Религиозное мировоззрение в целом не противоречит медицине с ее задачами об охране здоровья человека. Для христианина, например, важно не забывать слова из Библии: «Господь создал из земли врачевства, и благлразумный человек не будет пренебрегать ими» (Сирах, 38). В более широком контексте имеется различие между Западом и Востоком. Так, если на Западе считается, что пациенту нужен покой, то на Востоке пациент – центр внимания, больной – это «кровать внутри гостиницы»; отношение к алкоголю на Западе лояльное, на Востоке – нетерпимое, а в отношении к наркотическим веществам – обратная кртина (Человек. – 2002. - № 6, - С.27).

Биоэтические проблемы возникают как результат противоречия между проведением медицинской технологии и религиозными ценностными ориентациями. Например, если христианство считает эвтаназию убийством, то восточные религии вполне допускают ее. Поэтому терапевтическое сотрудничество и эффективность лечения в некоторых случаях зависят от внимательного отношения медперсонала к выраженной мировоззренческой позиции пациента.

^ Психологический аспект состоит в том, что врач и пациент представляют собой лиц с разными темпераментами, характерами, настроениями, привычками. Такое различие может создать острую биоэтическую ситуацию, если оно будет проигнорировано участниками отношения «врач-пациент».

Психологический аспект отношения «врач – пациент» конкретизирует известное правило «лечить не болезнь, а больного». Именно психическое состояние пациента во многом представляет особенность его личности.

Для врачебного персонала весьма важно понять, например, предоперационное состояние больного. Клиническая медицина выявила следующие типы психического состояния пациентов: - синдром ипохондрической депрессии (нарушение сна, неопределенные боли в теле,…); - синдром тревожной депрессии (боязнь наркоза и желание местной анестезии, снижение настроения); - синдром апатической депрессии (чувство обреченности, потеря интереса к окружающим,…); - паранойяльная реакция (подозрительность, злобность, убежденность, что операцию будут делать студенты) (Деонтология в медицине: В 2-х томах: Т.1. – М., 1988. – гл. 6).

Лечащему врачу, прежде всего, важно уметь распознать отношение пациента к своей болезни и на этом выстроить терапевтическое сотрудничество. В отечественной медицинской литературе представлен перечень типов отношения пациента к своей болезни: - гармоничный (трезвая оценка своего состояния); - эргопатический (уход от болезни в работу); - анозогнозический (пациент гонит от себя мысль о заболевании, отказ от обследования); - тревожный (беспокойность, мнительность); - ипохондрический (сосредоточение на субъективных болезненных, неприятных ощущениях); - неврастенический (вспышки раздражения, особенно при болях); - меланхолический (неверие в выздоровление); - апатический (безразличие к исходу болезни); - сенситивный (озабоченность неприятным впечатлением); - эгоцентрический (болезнь напоказ); - паранойяльный (по мнению такого пациента, болезнь – результат чьего-то умысла, «сглаза»); - дисфорический настроение мрачное, озлобленное, ненависть к здоровым) (Врач. -2001. - № 12. С.37-38). Встречаются в медицинской практике утилитарное отношение к болезни (заболевание или фиктивное заболевание как способ решения жизненных проблем) и нозофильное (чаще пожилые одинокие пациенты).

Врачам, работающим в стационарах и клиниках педиатрического профиля, полезно знать и учитывать для установления терапевтического сотрудничества с родителями детей психологические «портреты» самих родителей: правильные, искатели несовпадений, педанты, истерики, скептики, эрудиты, энергичные, героические.

Вышеперечисленные типы отношения пациентов к своей болезни, портреты родителей маленьких пациентов – результат длительного вдумчивого наблюдения врачей-клиницистов за поведением самих пациентов, их близких. Эмпирическое происхождение этих типов не снижает их значимости в повседневной работе медицинского персонала. Способствуя установлению терапевтического сотрудничества, знание этих типов тем самым предотвращают возникновение биоэтических ситуаций.

Психологический аспект проявляет себя неравномерно в разных областях медицины. Известная медицинская сентенция: слово лечит, слово и ранит, требует от врача чуткости, тактичности в речевом общении с пациентами. Реплики врача: «такая молодая, и такая больная», «ваше сердце старше Вас» и им подобные травмируют психику пациента и противоречат основополагающему принципу «не вреди». Особенно значим психологический аспект в психиатрии, психотерапии. Остро напоминает он о себе при лечении безнадежных больных, в медицине катастроф.

^ Экономический аспект состоит в том, что процесс лечения, препараты, техника, работа специалистов – все это имеет свою стоимость и цену независимо от того, в каких условиях осуществляется медицинская помощь – рыночных или нерыночных.

Биоэтические проблемы возникают в условиях дефицита препаратов, койко-мест, современного диагностического оборудования, времени, «совести» (факты взяточничества, коррупции). Возможность возникновения биоэтических проблем связана с удорожанием современной медицинской техники (томографы, лапароскопия, новые высокоэффективные препараты и т.д.). В этих условиях большую роль играет принцип справедливости (См.: «Принципы биоэтики»). Экономический аспект отношения «врач-пациент» является весьма актуальным, нередко «болезненным» для пациента. Это связано с тем, что отечественная медицина, как и здравоохранение в целом, вынуждено осваивать рыночные механизмы. На фоне низкого финансирования здравоохранения и невысокой платежеспособности большей части населения страны возникают серьезные проблемы со своевременной качественной медицинской помощью.

Экономическая сторона медицинской практики нередко является почвой, на которой произрастает криминал (незаконное усыновление, удочерение; продажа за рубеж человеческих органов и др.). Барьером злоупотреблению в медицине выступают не только этические принципы, но и ответственность медперсонала за их нарушение.

Вышеперечисленные аспекты отношения «врач – пациент» в медицинской практике взаимосвязаны, взаимообусловливают друг друга. Их роль в достижении эффективного лечебного результата неодинакова и зависит от многих обстоятельств. Однако пренебрегать ни одним из них нельзя, ведь за каждым из них кроются те или иные человеческие убеждения, характер, достоинство, надежда.

В отношении «врач – пациент», помимо аспектов, выделяются устойчивые формы взаимных связей, взаимных ожиданий врача и пациента. Такие формы в специальной литературе обозначаются типами, но чаще моделями. В нашем словаре мы рассмотрим ряд моделей, имеющих место в отечественной и зарубежной медицинской практике (договорная, коллегиальная, контрактная, патерналистская, информированного согласия, сакральная, техническая).

Буддийский взгляд на болезни, причины их появления и их исцеление основан на понимании того, что страдание, которое испытывают живые существа, обусловлены кармой и теми действиями, которые они совершали в прошлом.

Некоторым людям такой взгляд может показаться излишне упрощенным, и они могут воспринять его как религиозную ловушку, создаваемую чувством вины. Все же стоит сделать паузу и рассмотреть эту точку зрения более внимательно. В повседневной жизни, проявление закона причины и следствия, вызывающее человеческое страдание, вполне очевидно. Человек ограбил банк, затем он был осужден, ему вынесли приговор и посадили в тюрьму. Спортсмен безжалостно эксплуатировал свое тело в молодости, и страдает от последствий этого в зрелом возрасте. Человек с более-менее значительным материальным достатком потребляет большое количество обильной пищи, курит сигары и подвергает себя стрессу, стремясь накопить еще большую сумму денег, - и умирает от сердечного приступа в 50 лет. Ребенок не хочет чистить зубы, и в 20 лет у него появляется кариес, и тому подобное.

Более того, мы живем не одну жизнь, а многие жизни, идущие друг за другом, словно бусинки на нити. Неправильное поведение в одной жизни не прекращается со смертью, а переносится с непрерывным потоком сознания в последующие жизни, пока не созревает страдание.

Будда учил, что страдание является результатом наших собственных действий, и конец страданий - в очищении нашего ума и прекращении кармы, вызывающей это страдание. Согласно Махаяне, учению Шакьямуни Будды, Дхарме, медицина исцеляет страдание и ведет к бесконечному счастью.

Поскольку Будда мог работать только во благо существ, мы стремимся к прекращению страдания путем обучения определенным методам и призывая для помощи сверхъестественные силы. Источником всех медицинских знаний - аллопатических, натуропатических, духовных или других, является безграничный сострадательный ум Будды Медицины, который свободно одаривает помощью все живые существа, когда их карма позволяет это и ситуация требует этого.

Это - подлинное значение универсального сострадания. Если мы способны применить знание или энергию, она становится нам доступна. Если мы еще не способны использовать эти знания, то Будды и Бодхисаттвы помогут нам подготовить себя для помощи путем нашего обучения.

Итак, давайте возвратимся к карме и причине болезни. Иногда нам трудно понять, как мы могли сделать что-то сто тысяч или десять тысяч лет назад, и вдруг этот поступок может влиять на нас сейчас? И почему бог накажет нас за то, что сделано так давно? Ответ прост: бог (Бог) не наказывает нас, мы сами наказываем себя. Как это может быть? Очень просто. Ответ основан на учении Будды о взаимообусловленности и взаимозависимости всего происходящего.

Концепция взаимозависимости происходящего

В течение последних 2500 лет ученые и философы написали тома о концепции «взаимозависимости происходящего». Нагарджуна, Актиша и Тарантатха дали детальные объяснения с подробными иллюстрациями этого принципа.

Доктрина взаимообусловленности происходящего - это 3-й закон механики Ньютона в применении к человеческим существам. На каждое действие есть равное ему противодействие. Взаимообусловленность происходящего показывает, что болезнь не возникает, если нет предшествующей ей причины. То есть, если перед вами встала проблема, значит, для нее есть существенные причины.

Как современный Буддист, я не верю в то, что существуют «Владыки Кармы» в сияющих белых одеждах, которые записывают в книжку все мои действия, или что секретарь Ямы, «Владыки Смерти», ведет запись моих плохих и хороших поступков. Но я знаю, что если они этого не делают, то это делаю я. Давайте рассмотрим этот вопрос подробнее.

Когда я был ребенком, то, как и другие дети, мои родители и мое окружение научили меня некоторым вещам. Например, мои родители научили меня, что нельзя опорожнять свой мочевой пузырь и свой кишечник везде и в любое время, когда мне захочется. Я могу испачкать свою одежду и белье, а так же смутить таким поведением общество. Я до сих пор следую тому, чему меня научили, и время от времени ищу небольшую комнату с соответствующими удобствами, чтобы сделать то, что мне нужно.

Но некоторых детей так же учат и предрассудкам. Например, их учат тому, что все черные люди злые и преступные, а женщины глупые и слабые, что евреи лживые и жадные, что восточные люди хитрые, что немцы жестокие, что французы развратники, что итальянцы и греки грязнули, что шведы, норвежцы и датчане (моя семья шведского происхождения), молчуны и тугодумы. Интересно, что я разговаривал со многими высокообразованными людьми, современными и либеральными, которые до сих пор несут в себе признаки остатки этой программы. Хотя мы знаем, что все это неправда, мы все еще верим в эти предрассудки, хотя бы на подсознательном уровне.

Работая психологом, я встречал многих людей, которые считают, что нет ничего предосудительного в том, чтобы что-нибудь украсть у соседей, оболгать их или хотя бы насплетничать про них, или что можно приставать к женщинам с грубыми сексуальными намерениями, причем они убеждены, что «женщины действительно этого хотят». Я встречался с убеждением, что если «голубой» встретит «настоящего мужчину», то он тут же поменяет свою ориентацию. Но, справедливости ради, могу прибавить, что некоторые женщины считают, что если «голубой» в постели испытает на себе их чары, то его никогда больше сексуально не будут привлекать другие мужчины.

Я использовал эти экстремальные примеры для того, чтобы на этом поставить точку. Я думаю, что все мы понимаем эти навязанные нам мифы, за которые все еще цепляются многие члены общества. Исследуйте себя и найдите те из них, за которые все еще держитесь вы. То, что происходило с нами в прошлом, влияет на всех нас, и мы стремимся в своем поведении более или менее придерживаться социальных норм. Нам всем знакомо высказывание, что человека создают его привычки, и хорошо знаем фразу «сила привычки». Наши взгляды, которые потом ведут к нашим действиям, во многом уже обусловлены, и их очень трудно изменить. Наши понятия и предыдущий жизненный опыт имеют большое влияние на наши нынешние взгляды, и особенно на наши реакции в определенных ситуациях. Сейчас я собираюсь рассказать вам для примера очень печальную историю, основанную на опыте одного из моих родителей.

Ночь ужасов Мери

Я поехал навестить моего друга, известного психиатра в Калифорнию, в Мерин Каунти. Мы наслаждались обедом в чудесном французском ресторанчике, когда его пейджер высветил сообщение, что одна из его пациенток (назовем ее Мери), попала в отделение скорой помощи и срочно требуется его присутствие. Мы быстро закончили обед, и я пошел за ним в приемный покой.

Я хочу сделать небольшое отступление для тех, кто ничего не знает об этом месте. Мерин - это округ в Калифорнии, расположенный севернее Сан-Франциско, около Голден Гейт Брижд. Этот округ уникален в том смысле, что по уровню своих доходов здесь живут наиболее обеспеченные люди Америки, и уровень образованности жителей так же очень высок. К тому же, это один из наиболее либеральных округов, и может быть, даже по всем Соединенным Штатам. Там живут наиболее терпимые и духовно развитые люди страны.

Мери по профессии бухгалтер, и так же она имеет степень бакалавра по управлению бизнесом. Она работает администратором главного медицинского центра у залива Сан-Франциско. Мери - Дзен Буддистка, и у нее муж - доктор. Она всегда принимала активное участие в различных общественных событиях - была почетным членом Сьерра Клуба и общества Гринпис. Ее жизнь была наполнена внутренним смыслом. Но однажды произошло такое стечение обстоятельств, что ей после этого пришлось провести четыре дня в больнице.

Когда она возвращалась домой в Мил Вэли из Синстон Бич со встречи в Женском Клубе, ее мерседес вдруг заглох на безлюдном отрезке дороги Хайвей 1. Она никак не могла завести машину. Несколько минут спустя возле нее притормозил ВМВ, и из него вышли люди, чтобы предложить ей помощь.

Они были чернокожими! У Мери началась паника, которая переросла в истерию. Она выбралась из своей машины и, не разбирая дороги, побежала, сама не зная куда. Черные люди последовали за ней. Мэри в панике побежала в кусты, которые росли на обочине дороги, и там упала в овраг трехметровой глубины. Она сломала себе лодыжку и стала кричать.

Двое чернокожих мужчин спустились за ней в овраг, а Мэри, в полной истерике, швырнула в одного из них камень. К счастью для Мери и ее жертвы, в БМВ был телефон, и третий человек сразу вызвал полицию и скорую помощь.

Люди, которые, как казалось Мери, хотели напасть на нее, оказались местным доктором, его ассистентом и членом Городского Совета маленького городка в Марин Каунти.

После беседы с моим другом и со мной, уже в больнице, Мери поняла, что эти люди совсем не хотели нападать на нее, а на самом деле были добрыми самаритянами. У одного из них, ассистента доктора, определили сотрясение головного мозга, и от ее удара у него на лбу на всю жизнь остался шрам. Мэри была потрясена своими собственными действиями. Она сказала, что когда увидела трех чернокожих мужчин, приближающихся к ее машине, то полностью потеряла контроль над собой. Умом она понимала мотивацию своих действий, но все же не могла контролировать в этой ситуации свои эмоции.

Интересно отметить, что у Мэри не было никакого негативного опыта, связанного с каким-нибудь афроамериканцем, мужчиной или женщиной. Она никогда она не подвергалась с их стороны угрозе сексуального или иного насилия. Мэри отметила, что каждый день на работе общалась с афроамериканцами, и у нее самой было много друзей - афроамериканцев. Но ее программа была программой ребенка, рожденного в Чикаго. Беспрестанные предупреждения родителей и мифы окружающего ее общества привели к истерической реакции. Она признала, что предрассудки, которые были похоронены в глубине подсознания, неожиданно всплыли на поверхность и толкнули ее на действия в ту ночь на пустынной дороге.

К счастью, эти трое мужчин понимали, что такое может происходить. Они жалели Мери и сочувствовали ей. Мужчина - жертва ее удара - отказался подавать на нее в суд, и не побежал сразу же к телефону вызывать своего адвоката. В конце концов, они были терпимыми, либеральными людьми, гуманистами из Мерин Каунти.

Конечно, это довольно экстримальный пример. Но эта правдивая история в точности иллюстрирует, как обусловленные остатки впечатлений в потоке нашего ума, или потоке сознания, могут привести к экстремальной форме поведения, или, если назвать это по-другому, к насилию, которое даже могло привести к смерти Мери, если бы она упала с крутого откоса, которых так много на этом участке дороги.

Прошлая карма и настоящие результаты

Опыт наших прошлых жизней до сих пор имеется в потоке нашего сознания и формирует наши действия и их последствия в нашей жизни. Это делает нас уязвимыми для несчастных случаев и болезней, нерациональных действий, укорачивают срок нашей жизни и причиняют страдания и горе. Будда учил, что не может быть следствия без причины, и если мы не видим очевидной причины в этой жизни, то она должна быть в предыдущей жизни. Многие западные религиозные течения учат, что дети-калеки и тяжело больные дети рождены в таком состоянии из-за «первородного греха Адама и Евы». Это примитивное толкование истории Адама и Евы способствует появлению мышления с позиции вины и не имеет смысла. Тогда как учение Будды, которое говорит, что мы несем результаты своих собственных действий в нашем потоке сознания через многие жизни, является логическим объяснением происходящего. Это становится очевидным, если вы исследуете свою настоящую жизнь.

Вы можете сказать мне: «Лама Йеше, вы подрываете мое доверие. Как я могу поверить, что простуда или насморк, которые есть у меня сейчас, имеют кармическую причину?» Хорошо, тогда я приведу вам шутливый пример:

Тридцать жизней назад, когда вы были крестьянином в Богемии, вы знали, что должны практиковать щедрость и гостеприимство, но этого не делали. В вашу дверь постучал путешественник и попросил укрыть его от непогоды, а вы его выгнали. Он ужасно простудился, и болел две недели, а вы в последующих жизнях накапливали карму подобного рода, что и привело к «кармическому совпадению» в этой жизни.

Вы сидите дома в холодный и дождливый вечер у огня. Или, может, вы удобно устроились в своей постели, читая роман, а может быть, еще удачнее - книгу по Дхарме. И тут звонит ваш телефон. Это ваша сестра, которая говорит, что ее муж напился в таверне Джо «Счастливое Времячко», и один из посетителей - должник Джо - готов вызвать полицию. Сестра говорит, что она в отчаянии, что ей нужен кто-нибудь для присмотра за ее одиннадцатью детьми, что ей надо взять такси и вызволить своего муженька, а заодно и семейный автомобиль, который припаркован в неположенном месте и, скорее всего, будет конфискован полицией.

Стоит отметить, что вы, как вы помните, в течение некоторого времени в прошлом накапливали позитивную карму, которая позволяет вам наслаждаться теплом и уютом, и, возможно, даже читать книгу о Дхарме. Но наряду с этим, ваша негативная карма наградила вас этой идиоткой-сестрой, которая была так глупа, что вышла замуж за этого неудачника - мужа (вашего шурина). Теперь мы имеем взаимовлияние причин. Следствие вот-вот произойдет.

Ваше благородство, подогреваемое любовью к сестре, ваше социальное чувство ответственности, и сознание того, что, вероятнее всего, вам еще придется дать сестре денег взаймы, чтобы выручить вашего шурина из тюрьмы, для того, чтобы он и далее мог совершенствоваться в избранной им профессии старьевщика, а так же вам придется выкупить машину сестры, - вы выбегаете из дома прямо под дождь, без плаща, и немедленно промокаете насквозь.

Потом, конечно, когда вы приходите к сестре, и она убегает, вас шокирует старшая племянница. Она рассказывает вам, что беременна, но точно не знает, от кого из своих друзей. Ваш старший племянник заявляет, что он голубой, и что у его друга СПИД. Следующая за ними по возрасту, троица племянников устроила драку за то, кто будет первый играть в «Игру для мальчиков», а остальные дети визжат, и вы обнаруживаете, что у семимесячного младенца понос, а в доме нет ни одного памперса. Одновременно с этим открытием шестилетний племянник сообщает вам, что малыш только что проглотил деталь от его конструктора, и что он хочет получить ее обратно. Как только возвращается ваша сестра со своим муженьком, то сразу же начинаются серьезные семейные разбирательства.

Вы немедленно устраняетесь из ситуации, и несетесь домой под проливным дождем. Через пару дней вам становится «не совсем хорошо», и вы теперь уверены, что следовало бы приютить того несчастного путешественника тринадцать жизней назад.

Болезни имеют определенные кармические причины. Причины эти очень разнообразны. Некоторые из них вызывают эмоциональные проблемы, а другие - различные степени физических заболеваний. Тот факт, что обычная простуда вызвана вирусом, а насморк - бактерией, не означает, что их появление случайно.

Неотделимо от всего этого должна присутствовать причина, вызывающая нападение на дискретное поле индивидуума бактерии или вируса, или вызывающая мутацию клетки при заболевании раком. Эта причина позволяет развиваться болезни и идти ей своим ходом. Мы так же должны знать, что и позитивные кармические причины в прошлом накапливаются и так же присутствуют в нас. Так, человек получает бактериальную инфекцию, вызванную негативной кармой. У человека так же может быть и позитивная карма - стабильное финансовое положение, медицинская страховка и возможность обратиться к хорошему врачу, получить специфическое лекарство от этой болезни. Можно сказать: «Если у меня хорошая карма, то почему же я заболеваю?» Ответ, конечно, таков: «У вас имеется и плохая карма». Помните, что плохая и хорошая карма не взаимоуничтожают друг друга в потоке сознания. Вместо этого они обе прекращаются в кабинете врача. Вы тогда можете спросить: «Как же мы можем уничтожить свою плохую карму?»

Функции Будды Медицины

Первый шаг - быть осознанным, вести себя как Бодхисаттва и, таким образом, не создавать больше плохой кармы. Второе - практиковать доброе отношение, щедрость и другие совершенные качества, чтобы, прежде всего не возникала плохая карма. И третье - призывать Будду или Бодхисаттву и просить у них помощи и поддержки. В случае болезни или травмы, конечно, наиболее подходящим будет обращаться к Будде Медицины и связанным с ним 13-ти Буддам и Бодхисаттвам. Поскольку только просветленный Будда может работать для блага всех живых существ и никогда не может причинить вред и страдание, логично, что он захочет помочь человечеству в устранении болезней и человеческих страданий. Если медицинские практики являются одним из путей устранения страдания, то мы должны призывать Будду Медицины, просветленного и совершенного врача.

Сидя на своем троне в царстве под названием «Сияние Лазуритового Света», он готов подарить помощь каждому, кто обращается к нему и призывает его. Из его сочувственного ума и просветленного намерения проистекают мудрость и знание, как земные, так и божественные.

Однако наше призывание Будды Медицины не означает, что поток духовного исцеления немедленно растворит все наши печали. Это может произойти и происходит, но наряду с этим должен присутствовать и хороший врач - натуропат, аллопат или хиропрактик, применяющий специальное лечение для специфической проблемы, от которой вы страдаете. Если мы верим, что все целительские знания и методы имеют свое происхождение из ума Просветленного Врача, Будды Медицины, тогда и знания, которыми владеет врач - натуропат, аллопат или хиропрактик, тоже имеют происхождение из ума Будды Медицины.

Сегодня многие люди, отвергая западных врачей, и не одобряя выпуск и производство различными компаниями причиняющих вред здоровью сильных химических лекарств, полностью переходят на лечение натуропатическими и гомеопатическими целителями.

Действительно, существуют многие материалистически настроенные и жадные аллопаты - врачи, и большинство выпускающих лекарства компаний находятся под подозрением в манипулировании и политических махинациях. Но мы должны не забывать о том, что их знания о лечении и методы так же исходят из ума Будды Медицины. Определенная группа людей хотела бы изобразить врачей-аллопатов и компании, выпускающие лекарственные препараты, в самых черных красках, забывая о том, что в сфере альтернативных целителей также существуют жадные шарлатаны, которые обещают чудесное исцеление и приводят своих пациентов к смерти.

Как в официальной, так и в альтернативной медицине, существует хорошее и плохое, доброта и жадность, и глупо было бы отвергать целую систему из-за нескольких ее аморальных представителей. Тысячи людей умерли от гриппа в 1917 году из-за отсутствия антибиотиков. До открытия пенициллина любая царапина на коже, порез, лопнувшая мозоль, или обычная простуда с осложнениями могли привести к смерти. В наши дни простое применение антибиотиков может спасти жизни и прекратить некоторые виды страдания.

Согласно Буддистской традиции, все медицинские знания берут свое начало в сострадательном уме Будды Медицины. Это - не дискуссия по поводу достоинств и недостатков той или иной системы, это просто исторический взгляд Буддизма на источник целительских знаний.

В каждой стране, на которую имеет влияние Махаяна, через концепцию Будды Медицины сформировался свой взгляд и свое понимание причин человеческих болезней. Однако, нигде в Буддистском каноне не сказано, что Буддисты должны полагаться только на духовные методы целительства. Доказательством этого могут служить фармакопея, советы здорового образа жизни и правильного питания, предназначенные для начинающих монахов и монахинь. Если бы во времена Будды и немного позже ценились только духовные средства исцеления, то тогда не давались бы такие «земные» советы - как питаться и как вести здоровый образ жизни.

Буддизм учит нас не исключать физическую вселенную, а скорее относиться к физическому и духовному, как к единому целому, а не как к двум, даже и взаимозависимым, частям вселенной. В этом смысле доза медицинского лекарства или таблетка пенициллина имеют такую же так называемую духовность, как и часть целительной мандалы, и во всех аспектах, они расцениваются как физическая эманация Будды Медицины. Мы можем в этом смысле сделать еще один шаг, признав, что эти лекарства являются частью той же физическо-духовной вселенной, частью которой являются так же и все учения Будды Медицины.

С точки зрения холистического целительства, духовное исцеление и физическое исцеление - одно и тоже, потому что физические и духовные целители являются не-дуальным единством, и мы являемся частью того же единства. Хотя воспринимаемая нами реальность иллюзорна и существует очевидное разделение, это разделение тоже иллюзорно, оно является просто результатом нашего неправильного видения абсолютной реальности.

Как утверждалось во многих буддистских текстах, подношение, подносящий и сам объект подношения не являются отдельно существующими, - и так же целитель, исцеляемый и исцеляющее лекарство. Это, конечно, является видением с уровня высшей реальности. Но если мы рассматриваем целительство таким образом, то мы видим, что не столь важно, кто целитель, если его воздействие исцеляет и приносит благо. И здесь не имеют значения его личностные предпочтения или предубеждения.

Согласно чисто прагматическому подходу, происходит ли исцеление сверхъестественными волнами духовного благословения, исходящего от Будды Медицины, или при помощи инъекции пенициллина, прописанной врачом - аллопатом, и выполняемой при помощи остроконечного инструмента улыбающейся медицинской сестрой, которая говорит: «Это совсем не больно», или настоем из трав, преподносимым «джентельменом, украшенным перьями», который при этом бьет в свой барабан. Если лечение эффективно и страдание устранено, исцеление исходит из одного источника - сострадательного ума Будды Медицины, другими словами, источником исцеления является всепроникающая энергия, которая является основой всего целительства.

Я знаю, что трудно принять концепцию о том, что не существует разницы между так называемым чудесным исцелением и инъекцией пенициллина, но это реальность. Давайте посмотрим на это с другой точки зрения. Я был воспитан, как западный европеец, и хорошо знаком с лекарством под названием пенициллин. Я знаю, что он может сделать.

Когда впервые появился пенициллин, родители и бабушки и дедушки называли его «чудесным лекарством», или «волшебной пилюлей». Чтобы по-настоящему оценить волшебную силу антибиотика, надо быть ровесником поколения наших родителей, а так же наших бабушек и дедушек. Только тогда мы смогли бы оценить огромные перемены, которые антибиотики привнесли в жизнь многих других людей вокруг них.

Или, может, мы научимся ценить их в приближающийся «период после антибиотиков». Согласно недавним сообщениям всемирного здравоохранения, этот период уже не за горами, потому что в течение десятилетий, этими серьезными препаратами серьезно злоупотребляли, и они прописывались даже при обычной простуде. Такие злоупотребления привели к появлению многих патогенных микроорганизмов, которые стали устойчивы к воздействию антибиотиков. В результате мы имеем, например, новые формы туберкулеза, неизлечимые при помощи антибиотиков.

Пенициллин был открыт уже при моей жизни, но все же я могу сказать, что у меня есть опыт, когда он начал применяться впервые, и я испытал на себе силу его воздействия. Во время моей службы в армии (1969-1974), мне довелось служить в Северном Таиланде. Со мной был взвод морских пехотинцев, один из которых был военным медицинским братом. Люди, среди которых мы жили и работали, не имели понятия о современной медицине, и результаты, которых он добивался, применяя обычный пенициллин и тетрациклин, были настоящим чудом. Дети, которые были обречены на гибель или полную слепоту, выздоравливали за несколько часов. Взрослые, которые умирали от сепсиса (заражения крови), и чьи дети могли навсегда остаться сиротами, выздоравливали за короткое время и снова принимались за работу.

После моего увольнения из армии я путешествовал по Непалу и всегда брал с собой пенициллин и тетрациклин. С теми небольшими медицинскими знаниями, которые я получил от моего сослуживца, и с опытом проживания в течение пяти лет без доктора, я верю, что мудро использовал эти медикаменты.

Фактически, как раз перед моим ритритом в Мустанге, мои знания по оказанию первой медицинской помощи спасли жизнь и ногу Его Высочества Короля Мустанга. В моем понимании, этот результат применения моих смутных познаний в медицине и последующее излечение, были настоящим чудом. Местные жители, наблюдавшие за тем, что происходило, пришли поклониться мне, как святому. Это выглядело немного пугающе, но в то же время утвердило меня в мысли, что «чудеса» иногда не заключаются в молитвах и заклинаниях, а маленькая таблетка иногда становится более магической, чем молитвы святого.

Теперь некоторые люди станут думать, что это может привести кого-нибудь к отрицанию концепции духовности, и они могут начать поклоняться храму медицинской науки. Это не так. Волшебное действие маленькой белой таблетки имеет то же происхождение, что и чудесные исцеления, производимые Ламами (А я видел их множество!). Все - и таблетка, и пуджа - происходит из одного источника - сострадательного ума Будды Медицины.

Все что я сказал, не принимайте, пожалуйста, как хвалебный гимн пенициллину, западной медицине или медикаментам. Я отметил антибиотики просто как пример. Существует множество новых и старых видов медицины, аллопатических, натуропатических, а так же настоев из трав, которые творят чудеса и прекращают болезнь и страдание.

Что мне хочется донести до своих читателей - это то, что все они происходят из одного источника и только абсолютный глупец может отвергать одну систему ради другой. Все эти дисциплины, вместе взятые - лечение травами, натуропатические, гомеопатические, аллопатические методы, хиропрактика (если у вас когда-либо были серьезные проблемы с позвоночником - вы знаете, что хиропрактик - костоправ - божественный целитель!), а так же духовное целительство в реальности одна система - система, устраняющая страдания и болезни.



error: Контент защищен !!