Библия онлайн. Русский синодальный перевод Библия исаия 40 22

1 Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш;

2 говорите к сердцу Иерусалима и возвещайте ему, что исполнилось время борьбы его, что за неправды его сделано удовлетворение, ибо он от руки Господней принял вдвое за все грехи свои.

3 Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему;

4 всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими;

5 и явится слава Господня, и узрит всякая плоть [спасение Божие]; ибо уста Господни изрекли это.

7 Засыхает трава, увядает цвет, когда дунет на него дуновение Господа: так и народ—трава.

8 Трава засыхает, цвет увядает, а слово Бога нашего пребудет вечно.

9 Взойди на высокую гору, благовествующий Сион! возвысь с силою голос твой, благовествующий Иерусалим! возвысь, не бойся; скажи городам Иудиным: вот Бог ваш!

10 Вот, Господь Бог грядет с силою, и мышца Его со властью. Вот, награда Его с Ним и воздаяние Его пред лицем Его.

11 Как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных.

12 Кто исчерпал воды горстью своею и пядью измерил небеса, и вместил в меру прах земли, и взвесил на весах горы и на чашах весовых холмы?

13 Кто уразумел дух Господа, и был советником у Него и учил Его?

14 С кем советуется Он, и кто вразумляет Его и наставляет Его на путь правды, и учит Его знанию, и указывает Ему путь мудрости?

15 Вот народы—как капля из ведра, и считаются как пылинка на весах. Вот, острова как порошинку поднимает Он.

16 И Ливана недостаточно для жертвенного огня, и животных на нем—для всесожжения.

17 Все народы пред Ним как ничто, —менее ничтожества и пустоты считаются у Него.

18 Итак кому уподобите вы Бога? И какое подобие найдете Ему?

19 Идола выливает художник, и золотильщик покрывает его золотом и приделывает серебряные цепочки.

20 А кто беден для такого приношения, выбирает негниющее дерево, приискивает себе искусного художника, чтобы сделать идола, который стоял бы твердо.

21 Разве не знаете? разве вы не слышали? разве вам не говорено было от начала? разве вы не уразумели из оснований земли?

22 Он есть Тот, Который восседает над кругом земли, и живущие на ней—как саранча [пред Ним]; Он распростер небеса, как тонкую ткань, и раскинул их, как шатер для жилья.

23 Он обращает князей в ничто, делает чем-то пустым судей земли.

24 Едва они посажены, едва посеяны, едва укоренился в земле ствол их, и как только Он дохнул на них, они высохли, и вихрь унес их, как солому.

25 Кому же вы уподобите Меня и с кем сравните? говорит Святый.

26 Поднимите глаза ваши на высоту [небес] и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинство их счетом? Он всех их называет по имени: по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает.

27 Как же говоришь ты, Иаков, и высказываешь, Израиль: ‘путь мой сокрыт от Господа, и дело мое забыто у Бога моего’?

28 Разве ты не знаешь? разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает? разум Его неисследим.

29 Он дает утомленному силу, и изнемогшему дарует крепость.

30 Утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают,

31 а надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут—и не устанут, пойдут—и не утомятся.

д. Восстановление - от Бога (главы 40-66)

Если первая часть книги (главы 1-39) "насыщена" предвестиями суда, то лейтмотивом этой части является "восстановление" и избавление Богом Его народа. Весь этот раздел может быть поделен на три "подраздела" - по 9 глав в каждом (главы 40-48; 49-57; 58-66). Первый завершается фразой "Нечестивым же нет мира, говорит Господь" (48:22), а второй (57:21) - фразой, звучащей почти идентично ей. Пророчества об "избавлении" сосредоточены вокруг трех событий - одного "ближнего" и двух "дальних" (два последних мы называем "событиями" условно).

1) Избавление евреев из вавилонского плена (уже предсказанное Исаией прежде; 39:7). Это ведущая тема глав 40-48, "избавителем" явится Кир (упоминаемый примерно в середине подраздела; 44:28 - 45:1). 2) Отвержение страдющего Раба и Его торжество (52:13 - 53:12). 3) Завершение Богом дела восстановления Израиля и мира. В центре третьего подраздела (главы 58-66) - пришествие Мессии (главы 61-63).

В дни, когда Исаия писал эти пророчества о восстановлении Иудеи, перед ней лежали еще 100 нелегких лет, после которых последует ее вавилонское пленение и 70 лет пребывания в плену. В предвидении этих событий пророк и писал - чтобы вселить в иудеев мужество и терпение и побудить их жить праведно в настоящее время несмотря на предстоящее испытание.

А. Избавление Божиего народа (главы 40-48)

1. О БОЖИЕМ ВЕЛИЧИИ (глава 40)

В этих главах пророк напоминал народу о грядущем избавлении по причине как величия и всемогущества Господа, так и особых взаимоотношений с Ним иудеев. Господь, Который безгранично велик (глава 40), защищает Израиль, а не языческие народы (глава 41). Он, несмотря на недостоинство Израиля (глава 42), обещал вновь собрать его в его земле (43:1 - 44:5).

Будучи сильнее Вавилона, Он, единственный истинный Бог, поразит Вавилон, который падет (главы 46-47). На основании всего вышесказанного Исаия призывал Израиль жить праведно, в согласии с Божиим законом и, когда настанет час, выйти из Вавилона (глава 48). Пророк обращается к иудеям как к живущим теперь в Вавилоне (43:14; 47:1; 48:20), а Иерусалим он видит как уже лежащий в развалинах (44:26).

а. Слова утешения: избавление грядет (40:1-11)

Ис. 40:1-2 . Показательно дважды повторенное Утешайте в начале главы 40, которое определяет преимущественно утешительный, ободряющий характер всего раздела. Народу, с которым Иегову связывают узы завета, Он говорит (через Своего пророка), что время тяжелых испытаний его (русское "борьба" как бы подразумевает тягости и скорби военного времени) подходит к концу. (Говорить о будущем в грамматической категории настоящего или даже прошедшего времени - характерный прием пророческой речи, свидетельствовавший об уверенности говорившего в осуществлении того, о чем он пророчествовал.)

Ибо Иерусалим за все грехи свои… принял вдвое… от руки Господней. Как записано было в Моисеевом завете, Бог станет благословлять народ Свой за послушание слову Его, а за неповиновение ему будет вновь и вновь наказывать его и в конце-концов изгонит Израиля из земли, данной ему (Втор. 28:15-68; особенно стихи 49-52,64). Наказание (проклятие) грядущего времени видится Исаии почти завершенным, перед Израилем - новая возможность "начать сначала". Слова "принял вдвое" надо понимать не в том смысле, что Израиль был наказан более чем того заслужил, а лишь в смысле полноты полученного им наказания (сравните с Ис. 61:7).

Ис. 40:3-5 . Глас вопиющего в пустыне, призывающий народ приготовить путь Господу, может быть голосом самого Исаии (во всяком случае это не тот же "голос", что в стихе 6). Каждый из четырех евангелистов "прилагает" этот стих (40:3) к Иоанну Крестителю (Матф. 3:1-4; Мар. 1:1-4; Лук. 1:76-78; Иоан. 1:23). Иоанн проповедывал в дикой пустыне Иорданской, близ Мертвого моря; призывая иудеев к покаянию, он предуготовлял путь Господу Иисусу Христу.

Полагают, что сам Исаия произносил эти слова с несколько иным смысловым акцентом, а именно: "в пустыне приготовьте путь Господу" (точнее, "в пустыне очищайте путь Иеговы"), уподобляя дикой пустыне духовное и нравственное состояние своих современников и подразумевая, что перед лицом пришествия Господня каждый иудей должен подготовиться, очиститься духовно.

Некоторые богословы склонны читать эти слова и в том расширительном смысле, что приходу Христа и распространению учения Его на земле должны были предшествовать такие события социально-политического, религиозного и интеллектуально-нравственного характера, которые постепенно "готовили" бы путь явлению славы Господней и света Христова в степи, или "в пустыне", дохристианского мира.

На древнем Востоке существовал обычай "расчищать и уравнивать" дорогу (путь) перед шествующим тем или иным маршрутом царем (для чего впереди шли по этому маршруту толпы рабов); в известном смысле обычай этот имеет эквивалент в современной жизни, когда перед уважаемой персоной или почетным гостем расстилают ковровую дорожку. В свете этого и надо понимать иносказание в первых двух фразах стиха 4: Всякий дол да наполнится (да выравнено будет всякое углубление, ухаб), и всякая гора и холм да понизятся (чтобы не препятствовать продвижению важной персоны).

Но опять-таки следует подчеркнуть второй (и главный!) смысл всемерного "выпрямления кривизн" перед Господом - выпрямления их в сердцах человеческих, чтобы Господь мог действовать в них. Эта мысль, или этическое положение, провозглашалась прежде всего применительно к израильскому народу, всеми пророками.

В стихе 5 могли подразумеваться три исторические перспективы: ближайшая, когда слава Господня явит себя в освобождении евреев из вавилонского плена, и слух об этом дойдет до всех народов Востока (узрит всякая плоть спасение Божие); отстоящая от нее во времени: явление на землю Господа во плоти человеческой и, наконец, второе пришествие Христа, когда Он, в славе Своей, "видимой всякой плотн", станет управлять Своим Тысячелетним царством. Интервалы между указанными "перспективами" были от пророка сокрыты. И если через 700 лет после Исаии ученики Христа узрят славу Господню (Иоан. 1:14), то всему человечеству это предстоит лишь во второе Его пришествие. Однако все это произойдет непременно, ибо уста Господни изрекли это.

Ис. 40:6-8 . Голос в стихе 6, вероятно, принадлежит Богу. Это Он приказывает Исаии "возвестить" о принципиальной разнице между смертными людьми и вечным Богом, слово Которого непреложно. Последнее должно было послужить к утешению пребывавших в плену иудеев.

Ис. 40:9-11 . Возможно, в стихе 9 содержится продолжение ответа свыше на вопрос пророка в стихе 6 "что мне возвещать?" Дело в том, что слова Сион и Иерусалим (стих 9) не во всех текстах стоят в именительном падеже, но во многих они поставлены в дательном: благовествующий Сиону… Иерусалиму. То есть это обращение к Исаии, повеление благовествовать, данное ему.

Назначение этого "благовествования" видят в поддержке и утешении тех, кто долгие десятилетия спустя, пережив изгнание, будут возвращаться из него. "Всходить на высокую гору" с тем, чтобы оттуда обращаться к толпам слушателей, было в обычае у древних ораторов Востока (Суд. 9:7; сравните с Матф. 5:1). В стихах 10-11 благовествующий Исаия подчеркивает два аспекта личности Иеговы (это характерно для второй половины его книги в целом): Он всемогущий Бог-победитель, справедливо воздающий за добро и зло (к этому, первому, "аспекту" пророк привлекает внимание читателя на протяжении всей книги; к примеру, 51:5,9; 52:10; 59:1; 62:8; 63:12); и Он же - "Пастырь добрый", пекущийся о стаде Своем (сравните с Пс. 22; Мих. 5:4; Иоан. 10:11,14; 1-Пет. 2:25).

б. Вновь слова утешения (40:12-31)

1)Ни с чем не сопоставимо веденье Божие.

Ис. 40:12-17 . В осознании этого - источник утешения иудеев, ибо всеведенье Его предполагает и премудрость и величие, и силу Иеговы. Мысль об этом как о некоей объективной данности развивается Исаией - на языке красочных библейских метафор и иносказаний - в стихах 12-17 и далее; в стихах 18-26 он продолжает развивать ее по принципу противопоставления всемогущества Господа бессилию языческих богов.

Творец настолько неизмеримо велик, по сравнению с творением, что и горы и холмы, какими бы впечатляюще высокими и могущественными ни представлялись они людям, Он мог бы взвесить на весах. А все воды этого мира - исчерпать горстию своею (стих 12). Не существует у Бога наставника или учителя мудрости и праведности. Ибо Он Сам - мудрость и праведность. От мира природы пророк переключается для иллюстрации своей мысли на мир человеческого сообщества.

И каждый из народов, даже и самых могучих (вспомним Ассирию!), перед лицом Бога, что капли в ведре воды, и "вес" их на весах Божиих, что вес пылинки. Напомним, что острова на библейском языке - синоним "народов": жителям приморской страны - Палестины все, кто жили за ее пределами, представлялись жителями "островов" (сравните Быт. 10:5; Ис. 41:1). В стихе 16 мысль о величии Бога выражена в недостаточности для Него жертвоприношений - даже и таких, для которых были бы употреблены все кедры Ливана и все животные, обитающие в его лесах.

Бели все сказанное попытаться вкратце выразить в философских категориях, то прозвучит это примерно так: таинство бытия Божия - безгранично и бездонно; любая величина (небеса, горы, большие и малые народы земли) доступна постижению; другими словами, трудность их постижения ничтожно мала, по сравнению с этим таинством.

2)Боги языческие не сопоставимы с Господом Богом.

Ис. 40:18-20 . Ироническое противопоставление идолов истинному Богу. В стихах, предшествующих этим, пророк воспел безмерные величие и могущество Иеговы. Не смехотворно ли выглядят перед Ним, Творцом всего сущего, божки, "сотворенные" людьми из металла или дерева!

3)Бог царит над всем (40:21-26).

Ис. 40:21-22 . Следуют горькие укоры в адрес иудеев, которым, в отличие от язычников, было от начала (в значении "начала начал" их истории как народа) открыто и неоднократно говорено о единственном истинном Боге, они же и по сей день грешат идолопоклонством! Последняя фраза в стихе 21 может соответствовать мысли апостола Павла в Рим. 1:20. Земля и Бог, царящий над нею, описаны у Исаии в согласии с представлениями того времени (сравните Иов. 22:14; Пс. 103:2).

Ис. 40:23-24 . Люди в духовной немощи своей, вместо того, чтобы поклоняться Иегове, поклоняются не только идолам, но и подобным себе людям, наделенным властью. Между тем, и эти последние - бессильны и ничтожны перед Ним. От одного дыхания Его они "высыхают", и вихрь уносит их, как солому (стих 24). Исследователи Библии улавливают здесь намек на "всесильного" современника Исаии - Сеинахирима, конец которого действительно оказался бесславным и жалким.

Ис. 40:25-26 . Решительно некому уподобить Иегову (одно из имен Которого - Святый). Стих 26 по мысли продолжает стих 22. Величественная картина неба и мириадов звезд на нем не может (как: бы говорит пророк) не вызывать у иудеев благоговейного отношения к тому, кто сотворил его; они не могут не осознать как собственную бесконечную малость перед Ним, так и тех (идолов, "князей"), кому они поклоняются.

Ис. 40:27-31 . Если Господь и каждую из бессчетных звезд, сотворенных Им, называет по имени (свидетельство "личного знакомства" Его с каждой их них! сравните с Пс. 146:4), то не безумие ли думать, будто дела и обстоятельства (путь)народа Его "сокрыты" от Него, Ему не известны, что Он "забыл" об Израиле и Иакове! Мотив утешения звучит в этих стихах с особенной поэтической силой. Мелодия, "перебиваемая" звучанием укора (Разве ты не знаешь? разве ты не слышал? …; стих 28) лишь подчеркивает "тему утешения".

Евреям, по причине их духовной незрелости, свойственно было мерить Господа теми же мерками, что и себя и своих идолов, которым, в их представлении, присущи были все человеческие слабости. Но Богу, с Его безграничным и непостижимым для человека разумом, они не присущи! - восклицает Исаия. Он не только не утомляется и не изнемогает (иудеи могли бы понять это на опыте своей истории, отмеченной многими чудесными "вхождениями" в нее Господа!), но дает силу и крепость уставшим и изнемогшим людям.

В стихе 31, в подтверждение предыдущих мыслей, истощению физической силы даже у юношей противопоставляется вечное обновление в силе тех, кто надеются на Господа.

1 Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш;

2 говорите к сердцу Иерусалима и возвещайте ему, что исполнилось время борьбы его, что за неправды его сделано удовлетворение, ибо он от руки Господней принял вдвое за все грехи свои.

3 Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему;

4 всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими;

5 и явится слава Господня, и узрит всякая плоть спасение Божие ; ибо уста Господни изрекли это.

7 Засыхает трава, увядает цвет, когда дунет на него дуновение Господа: так и народ - трава.

8 Трава засыхает, цвет увядает, а слово Бога нашего пребудет вечно.

9 Взойди на высокую гору, благовествующий Сион! возвысь с силою голос твой, благовествующий Иерусалим! возвысь, не бойся; скажи городам Иудиным: вот Бог ваш!

10 Вот, Господь Бог грядет с силою, и мышца Его со властью. Вот, награда Его с Ним и воздаяние Его пред лицем Его.

11 Как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных.

12 Кто исчерпал воды горстью своею и пядью измерил небеса, и вместил в меру прах земли, и взвесил на весах горы и на чашах весовых холмы?

13 Кто уразумел дух Господа, и был советником у Него и учил Его?

14 С кем советуется Он, и кто вразумляет Его и наставляет Его на путь правды, и учит Его знанию, и указывает Ему путь мудрости?

15 Вот народы - как капля из ведра, и считаются как пылинка на весах. Вот, острова как порошинку поднимает Он.

16 И Ливана недостаточно для жертвенного огня, и животных на нем - для всесожжения.

17 Все народы пред Ним как ничто, - менее ничтожества и пустоты считаются у Него.

18 Итак кому уподобите вы Бога? И какое подобие найдете Ему?

19 Идола выливает художник, и золотильщик покрывает его золотом и приделывает серебряные цепочки.

20 А кто беден для такого приношения, выбирает негниющее дерево, приискивает себе искусного художника, чтобы сделать идола, который стоял бы твердо.

21 Разве не знаете? разве вы не слышали? разве вам не говорено было от начала? разве вы не уразумели из оснований земли?

22 Он есть Тот, Который восседает над кругом земли, и живущие на ней - как саранча пред Ним ; Он распростер небеса, как тонкую ткань, и раскинул их, как шатер для жилья.

23 Он обращает князей в ничто, делает чем-то пустым судей земли.

24 Едва они посажены, едва посеяны, едва укоренился в земле ствол их, и как только Он дохнул на них, они высохли, и вихрь унес их, как солому.

40:1 Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш;

40:2 говорите к сердцу Иерусалима и возвещайте ему, что исполнилось время борьбы его, что за неправды его сделано удовлетворение, ибо он от руки Господней принял вдвое за все грехи свои.

40:3 Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему;

40:4 всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими;

40:5 и явится слава Господня, и узрит всякая плоть [спасение Божие]; ибо уста Господни изрекли это.

40:7 Засыхает трава, увядает цвет, когда дунет на него дуновение Господа: так и народ--трава.

40:8 Трава засыхает, цвет увядает, а слово Бога нашего пребудет вечно.

40:9 Взойди на высокую гору, благовествующий Сион! возвысь с силою голос твой, благовествующий Иерусалим! возвысь, не бойся; скажи городам Иудиным: вот Бог ваш!

40:10 Вот, Господь Бог грядет с силою, и мышца Его со властью. Вот, награда Его с Ним и воздаяние Его пред лицем Его.

40:11 Как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных.

40:12 Кто исчерпал воды горстью своею и пядью измерил небеса, и вместил в меру прах земли, и взвесил на весах горы и на чашах весовых холмы?

40:13 Кто уразумел дух Господа, и был советником у Него и учил Его?

40:14 С кем советуется Он, и кто вразумляет Его и наставляет Его на путь правды, и учит Его знанию, и указывает Ему путь мудрости?

40:15 Вот народы--как капля из ведра, и считаются как пылинка на весах. Вот, острова как порошинку поднимает Он.

40:16 И Ливана недостаточно для жертвенного огня, и животных на нем--для всесожжения.

40:17 Все народы пред Ним как ничто, --менее ничтожества и пустоты считаются у Него.

40:18 Итак кому уподобите вы Бога? И какое подобие найдете Ему?

40:19 Идола выливает художник, и золотильщик покрывает его золотом и приделывает серебряные цепочки.

40:20 А кто беден для такого приношения, выбирает негниющее дерево, приискивает себе искусного художника, чтобы сделать идола, который стоял бы твердо.

40:21 Разве не знаете? разве вы не слышали? разве вам не говорено было от начала? разве вы не уразумели из оснований земли?

40:22 Он есть Тот, Который восседает над кругом земли, и живущие на ней--как саранча [пред Ним]; Он распростер небеса, как тонкую ткань, и раскинул их, как шатер для жилья.

40:23 Он обращает князей в ничто, делает чем-то пустым судей земли.

40:24 Едва они посажены, едва посеяны, едва укоренился в земле ствол их, и как только Он дохнул на них, они высохли, и вихрь унес их, как солому.

40:25 Кому же вы уподобите Меня и с кем сравните? говорит Святый.

40:26 Поднимите глаза ваши на высоту [небес] и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинство их счетом? Он всех их называет по имени: по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает.

40:27 Как же говоришь ты, Иаков, и высказываешь, Израиль: `путь мой сокрыт от Господа, и дело мое забыто у Бога моего`?

40:28 Разве ты не знаешь? разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает? разум Его неисследим.

40:29 Он дает утомленному силу, и изнемогшему дарует крепость.

40:30 Утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают,

40:31 а надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут--и не устанут, пойдут--и не утомятся.

В этой главе Иегова предсказывает освобождение пленников Вавилона и их возвращение в Иерусалим. Это освобождение от вавилонского плена явилось прообразом того, что в будущем Израилю будет послано спасение от рабства греха и смерти с помощью Христа. Далее приводятся неопровержимые аргументы в пользу того, на Кого следует надеяться народу Иеговы и - почему.

40:1,2 Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш;
2 говорите к сердцу Иерусалима и возвещайте ему, что исполнилось время борьбы
(религиозной службы, служения, Стронг) его, что за неправды его сделано удовлетворение, ибо он от руки Господней принял вдвое за все грехи свои.
Бог обращается к Иудее с утешением. Наконец исполнилось время для восстановления света народов - Иерусалима, то есть возобновления его служения Иегове. Иерусалим принял вдвойне за свои грехи, находясь в вавилонском рабстве.

Но это не означает, что наказание его превысило меру беззакония, так как наказание у Иеговы всегда справедливо. Говоря «вдвойне», пророк показал, что Иерусалим сполна расплатился за свои грехи. Иегова удовлетворён результатом наказания (иудеи поняли, что только Иегова силён спасти их). Теперь Бог ожидает от своего народа искреннего раскаяния и исправления путей своих - для того, чтобы Бог мог вернуть их на родину:

40:3-5 Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему;
4 всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими;
5 и явится слава Господня, и узрит всякая плоть [спасение Божие]; ибо уста Господни изрекли это.
Первое исполнение:
для того, чтобы народ Божий смог раскаяться в грехах и подготовить свои сердца к спасению Иеговы, Бог пошлет им пророка. Глас посланника Божьего будет взывать ко всем поклонникам Иеговы в духовной пустыне (в земле Вавилона) для того, чтобы они исправили свои пути перед Иеговой. Это показывает, что на тот момент иудеи не были готовы к спасению от Иеговы, так как не очистили себя от скверны плоти и духа, не приобрели себе плотяное сердце через осознание своей греховности перед Богом – несмотря на то, что Он вывел их из Вавилона.

Первым гласом оказался Ездра, призывающий вернуться в Иерусалим и исправить грехи вернувшихся из плена ранее (например, продолжить восстановление храма и отпустить от себя иноязычных жён, Ез.7 и 9 гл.)

Второе исполнение:
К 1 веку н.э. перед первым пришествием Христа Иудея снова стала духовной «пустыней» из-за рецидива отступничества (Мтф.23:1,2; Мрк.7 гл.). Поэтому и в 1 веке н.э. понадобилось послать вестника от Иеговы, призывающего к раскаянию иудеев, порабощенных заповедями книжников и фарисеев (духовных «вавилонян»). Гласом, вопиющим в пустыне 1 века, стал Иоанн Креститель, призывающий к раскаянию среди духовной «пустыни»- Иудеи. Удел Божьего народа был опустошен от поклонников Иеговы из за негодных пастухов - руководителей народа Иеговы (Ис. 5гл, Ин.1:23).

Третье исполнение:
Перед вторым пришествием Христа история повторится. Народ Иеговы снова будет порабощен человеческими заповедями и его снова понадобится выводить из под власти духовного «Вавилона», проникшего в среду Божьего народа из-за беззаконника в храме Бога (2 Фес. 2:2,3, Откр. 11гл.). Только раскаявшись в идолопоклонстве, народ Божий сможет разглядеть признаки второго пришествия Христа и увидеть спасение от Иеговы, так как Бог спасает только тех служителей, кто не осквернился грехом идолопоклонства и, кто Ему всецело предан. Именно поэтому Иегова пошлет двух пророков, которые, как и Иоанн Креститель, выполнят функцию гласа, вопиющего в духовной «пустыне».

и явится слава Господня, и узрит всякая плоть [спасение Божие] - здесь предсказание на явление славы Господней и явление миру спасения от Иеговы.
Первое исполнение:
в период окончания вавилонского плена слава Господня явится в том, что сам Бог даст знамение для иудеев: персидский царь Кир даст указ о восстановлении города Иерусалима (Ис. 44гл.). В этот момент иудеи увидят, наконец, что Иегова рукою Кира спасает их от вавилонского плена. Позднее другие персидские цари дали указы о восстановлении храма Иегове и стен города.

Второе исполнение:
в 1 веке н.э. славой Иеговы станет явление Иисуса Христа Иудее - обещанного Мессии, который станет спасением для всех людей на земле через искупительную жертву. Апостол Павел разъясняет, кто - слава Божия:
2Кор.4:6 потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить [нас] познанием славы Божией в лице Иисуса Христа.

То есть, Исайя предсказал и явление Иеговы (славу Иеговы) в лице Иисуса Христа. Путь будет готовиться Иисусу Христу (Лк.2:11).
Он же - и слава Иеговы, как бы Иегова в лице Христа посетил народ Свой (Лк.7:15,16). Иоанн подготовил приход в Иудею Иисуса Христа, а Иисус представляет Бога Иегову, являя Его славу в качестве Его пророка - согласно предсказаниям пророков В.З.

Третье исполнение:
После окончания проповеди двух пророков перед Армагеддоном, христианам также предстоит увидеть своими глазами славу от Иеговы - видимое явление Христа на земле, действующего сначала через последних пророков Бога (Откр.11:3-6), а затем - собирающего всех своих соправителей на небо во втором пришествии (Откр. 11:3-12; 24:29-31).

ибо уста Господни изрекли это - здесь показывается причина, почему следует ожидать спасения от Иеговы и явление его пророков, призывающих народ к покаянию: потому, что это - слова самого Иеговы.
В этот момент Исаие дается повеление возвещать о различии между человеком и Богом, о силе Божьего Слова и преподносить другие уроки от Иеговы:

40:6-8 Голос говорит: возвещай! И сказал: что мне возвещать? Всякая плоть - трава, и вся красота ее - как цвет полевой.
7 Засыхает трава, увядает цвет, когда дунет на него дуновение Господа: так и народ - трава.
8 Трава засыхает, цвет увядает, а слово Бога нашего пребудет вечно.
Иегова побуждает пророка возвещать простые истины, о которых время от времени надо напоминать всем служителям Иеговы, склонным забывать, что без Бога – они ничто. Потомки Адама, пр
оданные в рабство греха и смерти, похожи на траву, которая быстро увядает, теряет свой цвет и погибает.
Господа - это то Слово Иеговы, которое Он изрек о людях, когда предупредил их, что без Него они обречены на смерть. В итоге люди умирают, и таков - вечный закон слова Иеговы, всегда исполняющего то, для чего Он послал его (Ис. 55:11)

Однако, такое печальное положение дел под солнцем – будет не всегда. В поисках спасения иудеи могут обратиться к источнику жизни - к Иегове:

40:9,10 Взойди на высокую гору, благовествующий Сион! возвысь с силою голос твой, благовествующий Иерусалим! возвысь, не бойся; скажи городам Иудиным: вот Бог ваш!
10 Вот, Господь Бог грядет с силою, и мышца Его со властью. Вот, награда Его с Ним и воздаяние Его пред лицем Его.
11 Как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных.
На Иерусалиме - городе Великого Царя, лежит ответственность возвещать спасение от Бога (под Иерусалимом понимаются помазанники народа Иеговы - священники, князья и пророки). Через своих помазанников-благовестников, Бог обещает, что придет в силе и власти для того, чтобы принести Иудее (народу Иеговы) спасение. С помощью метафоры Бог показывает Свою любовь к народу, представляясь любящим Пастырем (Пс 22гл.).

Для того, чтобы спастись от греха и смерти, людям (иудеям - в том числе) необходимо признать Иегову - Богом и Творцом и поклоняться Ему так, как Ему угодно. Они призываются поразмышлять над великими делами Иеговы, свидетельствующими о Его мудрости, силе и любви:

40:12-14 Кто исчерпал воды горстью своею и пядью измерил небеса, и вместил в меру прах земли, и взвесил на весах горы и на чашах весовых холмы?
13 Кто уразумел дух Господа, и был советником у Него и учил Его?
14 С кем советуется Он, и кто вразумляет Его и наставляет Его на путь правды, и учит Его знанию, и указывает Ему путь мудрости?
Мудрость Бога видна в том, что, как талантливый архитектор, Он все просчитал для того, чтобы построить хороший дом для людей: и необходимое количество воды в океанах, реках и морях; и толщину воздуха для благополучного проживания людей; и требуемую величину земного шара; и горы с холмами для красоты и поддержания жизни на планете.

Все это Иегова сделал Сам и только Своею мудростью. Ведь никто не был ему советником в том, как правильно поступать: Он сам - источник правды, совета и ведения для всех, уповающих на Него.

40:15-18 Вот народы - как капля из ведра, и считаются как пылинка на весах. Вот, острова как порошинку поднимает Он.
16 И Ливана недостаточно для жертвенного огня, и животных на нем - для всесожжения.
17 Все народы пред Ним как ничто, - менее ничтожества и пустоты считаются у Него.
18 Итак кому уподобите вы Бога? И какое подобие найдете Ему?
Габариты
величия Бога таковы, что все народы перед Ним подобны пустоте - очень малы и незначительны. Одна ничтожная пылинка на Его весах - это все народы Земли перед Ним, что уж говорить об отдельном человеке? Все созданные им острова (возможно, материки, омываемые океанами) - все они подобны одному мельчайшему предмету.

Даже всего Ливана - великого и могучего леса на территории Палестины - недостаточно для того, чтобы вознести Ему всесожжение. А также - всего количества волов и овец: даже если израильтяне пожертвуют Ему все свои стада, то и их не хватит, чтобы принести Ему жертву, соразмерную с Его габаритами.
Именно поэтому невозможно уподобить Бога ни одному из существующих предметов. Он настолько Велик, что масштаб Его величия не поддаётся описанию, таких размеров – не существует, так как Бог – это Дух.

40:19,20 Идола выливает художник, и золотильщик покрывает его золотом и приделывает серебряные цепочки.
20 А кто беден для такого приношения, выбирает негниющее дерево, приискивает себе искусного художника, чтобы сделать идола, который стоял бы твердо.

А израильтяне, а также другие народы, пытаются как-то изобразить Бога при том, что небеса небес не вмещают Его.
Кто побогаче – тот выливает идола из золота, кто беднее - из дерева. И это - безумие в глазах Бога, являющегося Величайшей Личностью во Вселенной.

40:21,22 Разве не знаете? разве вы не слышали? разве вам не говорено было от начала? разве вы не уразумели из оснований земли?
22 Он есть Тот, Который восседает над кругом земли, и живущие на ней - как саранча [пред Ним]; Он распростер небеса, как тонкую ткань, и раскинул их, как шатер для жилья.

Исаия призывает иудеев поразмыслить о том, что Он им скажет: Иегова - Великий Бог. Образно он описывает Себя, как Того, кто восседает над всей планетой Земля. А габариты людей пророк описывает в виде маленькой саранчи, если смотреть на них с точки зрения Бога.

Здесь также описано, что планета имеет шарообразную форму - поистине, откровение для современников древних израильтян, уподобляющих Землю земному диску, держащемуся на 4 слонах и огромной черепахе!
Небеса описаны человеческими понятиями в виде тончайшей ткани - в виде шатра для жилья, защищающей планету от космической непогоды: от губительного ультрафиолета от солнечных лучей и метеоритного дождя.
Далее Исаия продолжает возвещать о величии Господа - по сравнению с человеческими царями и судьями:

40:23,24 Он обращает князей в ничто, делает чем-то пустым судей земли.
24 Едва они посажены, едва посеяны, едва укоренился в земле ствол их, и как только Он дохнул на них, они высохли, и вихрь унес их, как солому.
Жизнь царей и судей земли настолько коротка, что они два успевают укорениться. Едва укрепив свою власть среди людей и приобретя себе богатство с благополучием – они умирают, и им приходится расставаться со всем нажитым и - с самой жизнью. Лишь только Бог, образно, подует на них – от всех их, вместе взятых, совсем ничего не останется. Но люди не хотят это признать и кичатся своим положением, словно это что-то значит.

40:25,26 Кому же вы уподобите Меня и с кем сравните? говорит Святый.
26 Поднимите глаза ваши на высоту [небес] и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинство их счетом? Он всех их называет по имени: по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает.
Бог снова задает вопрос через Исаию: кому люди могут уподобить Его, если Он настолько Велик и Могуществен, что может одним дуновением из своих уст их уничтожить? Иудеи призываются поразмышлять над величием космоса: над его высотой и глубиной, над далекими и многочисленными звездами на ночном небе: каждое из светил у Бога имеет свое имя и о каждой звезде он определил предназначение, выводя их на просторы неба.
Это свидетельство Его силы и могущества, по идее, должно было побудить израильтян поразмышлять и понять, что не стоит недооценивать Бога Небес, раздражая Его неповиновением.

40:27 Как же говоришь ты, Иаков, и высказываешь, Израиль: "путь мой сокрыт от Господа, и дело мое забыто у Бога моего"?
Проводя безрадостную жизнь в вавилонском плену, израильтяне уже разуверились в Могуществе и Величии Господа. Они считали, что Иегова забыл их, Ему безразлично, что с ними и, как они живут.

40:28-31 Разве ты не знаешь? разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает? разум Его неисследим.
29 Он дает утомленному силу, и изнемогшему дарует крепость.
30 Утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают,
31 а надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут - и не устанут, пойдут - и не утомятся.
Пророк приводит веские аргументы в пользу того, что у Иеговы никто из них не забыт: Он не знает усталости, Сам являясь для всех творений - источником силы. А Его мудрость безгранична.

Даже молодые крепкие и здоровые юноши без поддержки Иеговы падают от усталости. А те, кто надеется на Него, с помощью Божьей способны перевернуть горы, обновившись в силе.
Именно поэтому иудеям следует понять, что Иегова с Его безграничным разумом найдет самое лучшее решение для спасения из вавилонского рабства - Своему народу (буквального и духовного - рабства греха и смерти). Бог знает и то, как умножить силы Своему народу и дать всё необходимое в помощь, чтобы все Его служители могли перенести все тяготы на пути к Нему при возвращении на родину (буквальную и духовную – в райскую вечность).



error: Контент защищен !!