Б. И

Одно из вероучительных сокровищ христианства – притчи, произнесенные Христом перед апостолами и народом. Спаситель излагал Свое учение в форме иносказательных историй по нескольким причинам. Во-первых, Он говорил о глубоких духовных истинах, постичь которые было не легко Его слушателям. А конкретный и яркий рассказ, почерпнутый из жизни, мог запомниться на многие годы, и человек, старающийся понять смысл этого рассказа, мог размышлять о нем, углубляться в его содержание и, таким образом, постепенно понять скрытую в нем мудрость. Во-вторых, притчи имеют то преимущество перед прямым поучением, что они не только содержат в себе общий Божественный закон, но и демонстрируют его применимость в реальной, повседневной человеческой жизни. И, наконец, в-третьих, люди, не вполне понимающие учение Спасителя, могли бы по своему перетолковать его, распространяя его в искаженном виде. Притчи же сохраняли чистоту учения Христова. Мы предлагаем в уникальное издание, в котором под одной обложкой собраны наиболее авторитетные толкования всех притч Спасителя, от святителей Иоанна Златоуста и Григория Богослова, блж. Феофилакта Болгарского до таких выдающихся проповедников XX столетия, как свт. Лука Крымский и архиеп. Аверкий (Таушев).

Из серии: Свет Христов просвещает всех

* * *

компанией ЛитРес .

Притча о закваске

Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все (Мф. 13, 33).

Свт. Иоанн Златоуст

Хотя ученики Его были всех бессильнее, всех уничиженнее, но так как сила, в них сокровенная, была велика, то она распростерлась по всей вселенной. Далее к этому образу Господь присовокупил еще подобие закваски, говоря: подобно есть царствие небесное квасу, егоже вземши жена скры в сатех трех муки, дондеже вскисоша вся (Мф. 13, 33). Как закваска над большим количеством муки производит то, что муке усваивается сила закваски, так и вы преобразуете целый мир. Обрати внимание на смысл: Господь избирает для образа то, что бывает в природе, чтобы показать, что слово Его так же непреложно, как и видимое в природе происходит по необходимым законам. Не говори мне: что сможем сделать мы, двенадцать человек, вступив в среду такого множества людей? В том самом и обнаружится яснее ваша сила, что вы, вмешанные во множество, не предадитесь бегству. Как закваска тогда только заквашивает тесто, когда бывает в соприкосновении с мукою, и не только прикасается, но даже смешивается с нею (потому и не сказано – положи, но – скры) , так и вы, когда вступите в неразрывную связь и единение со врагами своими, тогда их и преодолеете. И как закваска, будучи засыпана мукою, в ней не теряется, но в скором времени всему смешению сообщает собственное свойство, так точно произойдет и с проповедью. Итак, не страшитесь, что Я сказал о многих напастях: и при них вы просияете и всех преодолеете. Под тремя же сатами Господь разумеет здесь многие саты, так как число это обыкновенно употребляет для означения множества. <…> Итак, пусть никто не жалуется на скудость: велика сила проповеди; однажды вскиснувшее само делается закваскою для прочего. Как искра, когда коснется дров, зажженное ею делает новым источником огня, и таким образом простирается дальше и дальше, – так и проповедь. Но Господь сказал не об огне, а о закваске. Почему же? Потому что там не все зависит от огня, но многое и от зажженных дров; здесь же закваска все производит сама собою. Если же двенадцать человек заквасили целую вселенную, то размысли, как мы худы, когда, не смотря на всю свою многочисленность, не может исправить оставшихся, мы, которых по надлежащему было бы довольно стать закваскою для тысячи миров!

Но то, скажешь, были апостолы. Что же из того? Не находились ли они в одинаковых с тобою обстоятельствах? Не в обществах ли жили? Не ту же ли несли участь, не занимались ли ремеслами? Разве Ангелы они были? Разве с неба сошли? Но, скажешь, они имели дар чудотворения. Но не по чудотворениям они сделались сами чудными. И долго ли эти чудеса будут служить для нас прикрытием нашего нерадения? Посмотри на целый сонм святых, просиявших не чудесами. Многие изгоняли даже бесов, но потому, что творили беззаконие, не только не сделались чудными, но еще подверглись и наказанию. Что же такое, спросишь, соделало апостолов великими? Пренебрежение богатства, презрение славы, свобода от житейских попечений. Если бы не имели они этого, но оставались рабами страстей, то хотя бы и тьмы мертвецов воскресили, не только бы не принесли никакой пользы, но сочтены были бы еще и обманщиками. Итак, одна жизнь блистает всюду; ею только привлекается и благодать Духа, ревностная жизнь и любовь к добродетели не только не рождают такого желания, но, если бы оно и было, истребляют его. И что говорил Христос, когда изрекал законы ученикам Своим? Сказал ли: творите чудеса, чтобы видели человеки? Совсем нет! Так что же? Да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрыя дела, и прославят Отца вашего, иже на небесех (Мф. 5, 16). И Петру не сказал: если любишь Меня, то твори чудеса; но – паси овцы Моя (Ин. 21, 17). И если его с Иаковом и Иоанном Господь всегда предпочитал прочим апостолам, то скажи мне, за что такое предпочтение? За чудеса ли? Но все они одинаково очищали прокаженных, воскрешали мертвых; всем равно Господь дал всякую власть. В чем же было их преимущество? В душевной доблести. Итак видишь, везде потребна жизнь и явление дел. От плод бо их , говорит Господь, познаете их (Мф. 7, 16).

Что же составляет жизнь нашу? Явление ли чудес, или заботливость о благоустройстве поведения? Очевидно, что последнее. Чудотворения же и начало отсюда заимствуют, и конец свой здесь же имеют. Кто ведет превосходную жизнь, тот привлекает к себе и благодать чудотворения. А приемлющий благодать приемлет для того, чтобы исправлять жизнь других. <…> Но что говорить о Христе? Он ли один все творит с такою целью? Скажи мне сам ты: если бы дали тебе на выбор – или воскрешать мертвых во имя Его, или умереть за имя Его, что бы ты охотнее избрал? Не последнее ли без всякого сомнения? Но первое было бы чудо, а последнее есть дело. И если бы предложили тебе – или траву превращать в золото, или иметь такую силу воли, чтобы всякое богатство попирать, как траву, не избрал ли бы ты скорее последнее? И весьма справедливо. Таким выбором ты больше привлечешь к себе людей. Увидев траву превращаемую в золото, они сами пожелают иметь такую же силу, подобно Симону; а чрез то увеличится их любостяжательность. Напротив, если бы видели, что все попирают и презирают золото, как траву, то давно бы избавились от этой болезни.

Итак, видишь ли, что жизнь может приносить больше пользы? Жизнью же называю не то, когда ты постишься, когда подстилаешь вретище и пепел, но то, когда ты пренебрегаешь богатством, как пренебрегать им должно, когда избыточествуешь в любви, даешь хлеб свой алчущему, сдерживаешь гнев, отвергаешь тщеславие, истребляешь в себе зависть. Такой урок преподан нам от Христа. Научитеся , говорит Он, от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем (Мф. 11, 29). Не говорит: Я постился, – хотя бы мог упомянуть о сорокадневном посте; но, умалчивая об этом, указывает только, яко кроток есмь и смирен сердцем . И опять, посылая учеников, не сказал: поститесь; но – ядите предлагаемое вам (Лк. 10, 8). Между тем требует, чтобы они всячески береглись любостяжания, говоря: не стяжите злата, ни сребра, ни меди при поясех ваших (Мф. 10, 9). Говорю это не в охуждение поста: да не будет того! Напротив, весьма одобряю пост. Скорблю только, когда вы, презрев все прочие добродетели, достаточною для вашего спасения почитаете ту, которая занимает последнее место в лике добродетелей. Важнейшие же из них: любовь, кротость и милостыня, превосходящая даже девство. Итак, если хочешь сделаться равным апостолам, – ничто не препятствует. Довольно для тебя выполнить одну только добродетель милостыни, чтобы ни в чем не быть скуднее апостолов. <…> Итак, удалив от себя все житейские попечения, посвятим себя Христу, чтобы нам и соделаться равными апостолам по определению Его, и сподобиться вечной жизни, которую да получим все мы по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.

Иоанн Златоуст, свт. Избранные творения. Толкование на святого Матфея Евангелиста. Т. 1–2. М.: Издательство Московской Патриархии, 1993.

Свт. Афанасий Александрийский

Пусть обратит внимание на это всякий сомневающийся в сказанном, а именно, что человек, приобретший и малую закваску добродетели, хотя не успел охлеботворить ее, однако же имел такое намерение, но не возмог исполнить его или по беспечности, или по нерадению, или по недостатку мужества, и потому что отлагал это день за день, не останется в забвении у праведного Судии, когда будет он нечаянно застигнут и пожат; напротив того, Бог, по смерти такового, возбудит ближних его, направит мысли их, привлечет сердца, преклонит души, и подвигнутые этим, они поспешат подать ему помощь и пособие. И поелику Владыка коснулся сердец их, восполнят они недостатки отшедшего. А кто, покрытый весь терниями, ведет худую жизнь, исполненную нечистот, кто никогда не приходит в сознание, небоязненно и равнодушно погружается в смрад сластолюбия, исполняя всякие плотские пожелания, вовсе не заботясь о душе, и предаваясь совершенно плотскому образу мыслей; тому, если застигнутый в таком состоянии преселится он из жизни, никто, конечно, не подаст руку помощи, и участь его будет решена, так, что ни жена, ни дети, ни братья, ни родные, ни друзья нимало не помогут ему; потому что ни во что не поставит его Бог.

Афанасий Александрийский, свт. Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великого, Архиепископа Александрийскаго. Часть четвертая / Издание второе исправленное и дополненное. Репринт. М.: Издание Спасо-Преображенскаго Валаамскаго монастыря, 1994. С. 445–454.

Блж. Иероним Стридонский

Чрево людей различно: одни находят удовольствие в горькой, другие – в сладкой, третьи – в острой, четвертые – в легкой пище. Поэтому Господь, как мы выше сказали, предлагает различные притчи, так что, соответственно различию болезней, поражающих тело, бывают различные и средства к излечению. Названная в притче женщина, взявшая закваску и положившая ее в три меры муки, пока не вскисло все, есть, по моему мнению, или проповедь апостольская, или Церковь, собранная из различных народов. Она взяла закваску, то есть знание и разумение Писаний и скрыла ее в трех мерах муки, чтобы дух, душа и тело, соединенные воедино, не предавались разногласиям между собой, но, соединившись вместе с двумя или тремя, получили от Отца то, чего просили. Это место объясняется и иначе. У Платона мы читаем, а также есть всем известное учение философов, что в душе человеческой есть три сильные движения: <…> разумное… полное гнева, или гневливое… похотливое; и этот философ думает, что разумное пребывает в нашем мозгу, гнев – в желчи, а пожелания – в печени. Таким образом, если и мы примем евангельскую закваску из Священного Писания, о которой сказано выше, то три движения души человеческой сведутся к одному, так что в разуме мы приобретем благоразумие, в гневе – ненависть к порокам, а в пожелании – стремление к добродетелям. И все это будет через евангельское учение, которое подает нам Церковь. Я скажу еще и о третьем понимании некоторыми этого места, чтобы любопытный читатель из многих толкований избрал то, что ему понравится. Под названной выше женщиной и они понимают Церковь, которая к трем мерам муки веры человека примешала верование в Отца, Сына и Святого Духа. И когда смешение обратилось в одну общую закваску, то эта закваска привела нас не к троякому Богу, а к познанию о едином Божестве. Потому что три меры муки, – так как в каждой из них не различная, а одинаковая природа, – привлекают мысль к единству сущности. Правда, благочестивый смысл может содействовать силе утверждения учений, но не следует останавливаться на притчах и загадках, допускающих возможность сомнительного понимания. Под satum (мера) разумеется известная мера, в области Палестины равняющаяся полутора четверикам. Об этой притче говорится и многое другое, но изложить все относительно всех подробностей не составляет предмета наших настоящих толкований.

Иероним Стридонский, блж. Толкование Евангелия. Минск: «Лучи Софии», 2008.

Б. И. Гладков

<…> Развивая ту же мысль о будущности основываемого Им Царства Божия на земле, Иисус Христос сказал притчу о закваске. Еще сказал: чему уподоблю Царствие Божие? Оно подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все. Известно, что ничтожное количество закваски (дрожжей), положенное в громадное (сравнительно с закваской) по объему тесто, сообщает всему тесту свои свойства и возбуждает в нем брожение. Так и малое стадо Христово ((ср.: Ин. 6, 32; Лк. 12, 32), войдя в мир, создаст обширное Царство Божие на земле, долженствующее объединить все человечество.<…> По свидетельству Евангелиста Марка, Иисус Христос таковыми многими притчами проповедывал им (т. е. народу) слово; но не все притчи, сказанные им тогда, записаны Евангелистами. Евангелист Матфей, обращавший при написании своего Евангелия особенное внимание на исполнение Иисусом всех пророчеств о Мессии, говорит, что, поучая притчами, Иисус исполнил сказанное Богом через пророка Давида. Семьдесят седьмой псалом начинается так: Внимай, народ мой, закону моему, приклоните ухо ваше к словам уст моих. Открою уста мои в притче (Пс. 77, 1, 2).

Когда Иисус окончил притчи, приступили к Нему ученики и спросили: для чего притчами говоришь им?

Потому говорю им притчами, – отвечает Христос, – что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют. Они не слепы и не глухи, но, развращенные своими лжеучителями (книжниками и фарисеями), они почти потеряли способность понимать виденные ими знамения и слышанное ими учение. И сбывается над ними пророчество Исайи, которое говорит: слухом услышите – и не уразумеете, и глазами смотреть будете – и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их ((см.: Мф. 13, 14–15; Ис. 6, 9–10). Испорченность большинства этих людей так велика, что они умышленно становятся глухи к слову истины и закрывают глаза свои от великих знамений, как бы опасаясь, что в противном случае они, пожалуй, обратятся к Богу и будут спасены Им. Но Христос не отталкивает и их от Себя; нет, Он и им преподает Свое учение о Царстве Небесном, но только в иносказательной форме, предоставляя им самим, при желании, додуматься до сокрытого в притчах смысла. Кто имеет искреннее желание понять смысл притчи и учения Христа, тому дано будет это понимание, и приумножится в нем; а кто не имеет такого желания, тот останется глух к учению Христа, если бы оно излагалось даже и не в притчевой форме; тому не принесет пользы даже и то богопознание, которое имеют все люди, на какой бы ступени религиозного развития они ни стояли; у того само собою оно отпадет как бесполезное для него, как бы отнимется и то, что имеет (см.: Мф. 13, 12).

Апостолам же, которые для Христа оставили все земное и пошли за Ним и тем обнаружили веру в Него и искреннее желание следовать Его учению, – им через это сделалось доступным, возможным воспринять то, что другие, без веры и желания, слыша не слышат и видя не видят и не разумеют; им-то дано знать тайны Царствия Небесного.

Слова – кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет, – взятые в отдельности, без связи с предыдущими и последующими, могут показаться непонятными; но если принять во внимание, что они сказаны в разъяснение вопроса о том, что слово Божие о Царстве Небесном воспринимается, усваивается теми только, ум и сердце которых восприимчивы к тому, то станет понятным, что здесь речь идет не о приумножении вещественных богатств богатого и обнищании бедного в буквальном смысле этих слов, а об обогащении духовного мира человека истинным богопознанием. Скажут: чем виноват человек, не имеющий такой восприимчивости к слову Божию? За что же отнимется у него и то, что имеет? На это мы ответим, что стремление к богопознанию присуще всем людям как разумным существам, но многие из них так затуманили свой ум различными лжеучениями, так ожесточили свое сердце, что нехотя слушают слово Божие и слушая не слышат его; они повторяют навязанные им праздные речи, например, о том, что в Евангелии много непонятного, а потому и не заглядывают в него; в этом-то и вина их, за это отнимается у них и то разумение, какое они имели. Но если те же люди без предвзятых мыслей приступят к чтению слова Божия и будут читать его с верой и искренним желанием понять его, то они, несомненно, поймут его; понимание дано будет им; и чем более они будут проникаться величием этого слова, тем более приумножится в них это понимание, тем светлее, яснее будет для них божественная истина; тогда блаженны будут и их очи, что, видя, видят, и их уши, что, слыша, слышат (ср.: Мф. 13, 16).

Многие ветхозаветные пророки желали видеть (см.: Мф. 13, 17) то, о чем пророчествовали; многие праведники хотели видеть осуществление своих ожиданий пришествия Мессии и слышать Его; но они не видели и не слышали Его. Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат (см.: Мф. 13, 16).

К сожалению, в то время даже ближайшие ученики Иисуса, апостолы Его, не вполне ясно еще сознавали то, что видели и слышали. По сказанию Евангелиста Марка, они, видимо, затруднялись понять смысл притчи о сеятеле, так как Христос спросил у них: Не понимаете этой притчи? Как же вам уразуметь все притчи? (Мк. 4, 13).

Окончив поучение притчами и отпустив народ, Иисус вошел в дом (Мф. 13, 36) и тут, оставшись наедине с апостолами, объяснил им, по их же просьбе, значение притчи о плевелах. Апостолы просили объяснить им только две притчи; следовательно, остальные были поняты ими и без объяснений. Выше было сказано, что поучение притчами предназначалось исключительно для народа. Между тем, оставшись наедине с учениками, Он продолжает говорить притчами – зачем? Не затем ли, чтобы испытать их восприимчивость к слову Божию, их вдумчивость и разумение? Вот, – говорит Он, – вы не поняли притч о сеятеле и плевелах; как же вам уразуметь все притчи ? (ср.: Мк. 4, 13). И тут же, очевидно, для испытания, понимают ли они вообще мысли, сокрытые в притчах, Он говорит им новые притчи.

Гладков Б. И. Толкование Евангелия. СПб., 1913.

Еп. Мефодий (Кульман)

Господь избирает для притчи то, что бывает в природе, дабы показать, что слово Его также неизменно, как неизменны законы природы. <…> Что же означает в этой притче женщина? Можно думать, что здесь разумеется, воплотившаяся во Христе, Благость Божия, которая берет свыше, приносит с неба закваску, или учение Евангельское, и полагает его в три меры муки, т. е. сообщает его всему роду человеческому, от трех сынов Ноевых происшедшему; причем эта животворящая закваска проникает весь тричастный состав человека, освящая и дух, и тело его, пока не вскиснет все , пока не достигнет он совершенства во Христе, и не станет новою тварью. И это действие Христова учения на души человеческие не прекратится дотоле, пока благодать Божья не выберет из людей всех, способных быть истинными сынами царствия Божия. «Любовь, – говорит один толкователь, – сокрытая в нашей душе, должна расти до конца так, чтобы она могла изменить всю душу в свое собственное совершенство». Закваска действует только на тесто из муки не испеченной: тесто, из муки залежавшейся и рассолодевшей, не вскиснет, не поднимется, как его ни заквашивай. И благодать Божия не действует в душе нерадивой, преданной порокам. Прп. Исидор Пелусиот говорит: «Под именем закваски разумеется бессемянное воплощение Господа и Спаса нашего Иисуса Христа и соединение Его с единодушным нашему телом, заимствованным от Богородицы Марии, посредством коего все люди возрождены к новой жизни».

Мефодий (Кульман), еп. Святоотеческое толкование на Евангелие от Матфея. Буэнос-Айрес, 2004.

Архиеп. Аверкий (Таушев)

Точно такой же <как притча о горчичном зерне – Ред. > смысл имеет притча о закваске. «Как закваска», говорит свт. Иоанн Златоуст: «над большим количеством муки производит то, что муке усвояется сила закваски, так и вы (апостолы) преобразите целый мир». Точно так же и в душе каждого отдельного члена Царства Христова: сила благодати невидимо, но действительно объемлет постепенно все силы его духа и преображает их, освящая их. Под тремя мерами некоторые разумеют три силы души: ум, чувство и волю.

Аверкий (Таушев), архиеп. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. М.: Изд-во ПСТГУ, 2007.

Прот. Димитрий Смирнов

<…> Три меры муки – это дух, душа и тело. А закваска что такое? Закваска – это желание угодить Богу. И вот возьмем мы муку, замешаем, положим туда закваску и будем смотреть – но увидим, что ничего не происходит. А если мы отойдем на час, то, вернувшись, увидим, что тесто уже вываливается из кастрюли, т. е. незаметно, постепенно все переквасилось. Вот так и у человека не сразу все подчиняется жизни духовной. Это преображение бывает постепенно: уходят постепенно из жизни всякие телесные, душевные удовольствия, это все становится ненужным. Человек устремляется только к Богу, только в Царствие Небесное.

И проходил по городам и селениям, уча, и направляя путь к Иерусалиму. Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им: подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут (Лк. 13, 22–24). Когда Господь открывал Свои уста, Он говорил только о Царствии Божием. Он не говорил, какие нужно лекарства употреблять, чтобы не болеть; как нужно деньги в оборот пустить, чтобы был большой прибыток, – Он этому не учил. Он учил только Царствию Небесному. И вот, когда Он это все рассказывал, один человек говорит: «Господи! неужели мало спасающихся?» Потому что совершенно очевидно, что людей, которым Царствие Божие действительно нужно, очень мало. А Господь сказал: подвизайтесь войти тесными вратами.

Почему тесными, почему путь в Царствие Небесное очень тесный? Почему Господь сказал, что верблюду сквозь игольные уши легче пройти, чем войти в Царствие Небесное? Да потому, что все ненужное придется отбросить. А этого ненужного у нас очень много. Если посмотреть, из чего наша жизнь состоит: сколько лишнего времени мы теряем, сколько сил, на что мы тратим свой ум, свои глаза, свои уши, свою жизнь. На что? На всякую ерунду, а помимо этого еще и просто на грех. Вместо того чтобы к Царствию Небесному идти, мы идем от Царствия Небесного. И от этого всего дурного придется избавляться. Поэтому путь в Царствие Небесное узкий, настолько, что надо все греховное с себя снять – и только тогда мы сможем туда протиснуться. <…>

Смирнов Димитрий, прот. Проповеди. Вып. 5. М., 2007.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Рече Господь…» Толкования на Евангельские притчи (О. Е. Голосова, 2011) предоставлен нашим книжным партнёром -

Цель жизни христианина — обожение, духовное преображение человека, сравнивается Иисусом Христом с процессом приготовления теста, когда закваска соприкасается с мукой и сообщает ей собственное свойство.
Образованная таким образом масса — однородна, но не теряет прежних компонентов и как бы символизирует целостность человеческой натуры во Христе и Церковь, каждый член которой составляет единый организм Его Тела (Еф. 1:22-23; Еф. 5:30; 1Кор. 12:27)

Святитель Феофилакт Болгарский:

Под закваской , подобно как и под зерном горчичным, Господь разумеет апостолов.
Как закваска, будучи малой, изменяет, однако, все тесто, так и вы говорит, преобразуете весь мир, хотя и немного будет вас.

Некоторые под закваскою разумеют проповедь,
под тремя мерами три силы души - ум, чувство и волю,
под женою же - душу, которая скрыла проповедь во всех ее силах, смешалась с нею, заквасилась и вся освятилась от нее.
Нам должно всецело закваситься и совершенно преобразоваться в божественное.
Ибо Господь говорит: "доколе не вскисло все".


Святитель Иоанн Златоуст:

Как закваска над большим количеством муки производит то, что муке усваивается сила закваски, так и вы [апостолы] преобразуете целый мир.
Обрати внимание на смысл: Господь избирает для образа то, что бывает в природе, чтобы показать, что слово Его так же непреложно, как и видимое в природе происходит по необходимым законам.
Не говори мне: что сможем сделать мы, двенадцать человек, вступив в среду такого множества людей?
В том самом и обнаружится яснее ваша сила, что вы, вмешанные во множество, не предадитесь бегству.
Как закваска тогда только заквашивает тесто, когда бывает в соприкосновении с мукою, и не только прикасается, но даже смешивается с нею…
И как закваска, будучи засыпана мукою, в ней не теряется, но в скором времени всему смешению сообщает собственное свойство, так точно произойдет и с проповедью…
Как искра, когда коснется дров, зажженное ею делает новым источником огня, и таким образом простирается дальше и дальше, — так и проповедь.
Но Господь сказал не об огне, а о закваске. Почему же?
Потому что там не все зависит от огня, но многое и от зажженных дров; здесь же закваска все производит сама собою.
Если же двенадцать человек заквасили целую вселенную, то размысли, как мы худы, когда, несмотря на всю свою многочисленность, не можем исправить оставшихся, мы, которых по надлежащему было бы довольно стать закваскою для тысячи миров!


Протоиерей Серафим Слободской:

Указывает на двоякий смысл, заключённый в притче :
общеисторический процесс спасения людей и личный процесс спасения каждого человека:

Исторический процесс:
После всемирного потопа от сыновей Ноевых — Сима, Хама и Иафета произошли три расы человеческого рода: семиты, хамиты и иафетиты.
Они и есть три меры муки, в которые Христос влагает Свою небесную закваску — Святого Духа, влагает всем расам человеческим, без всякого ограничения и исключения. Как женщина при помощи закваски превращает обычную естественную муку в хлеб, так и Христос при помощи Духа Святого превращает обычных естественных людей в сынов Божиих, в бессмертных жителей Царства Небесного.
Процесс закваски начался в день Сошествия Святого Духа на апостолов и продолжается до наших дней, и будет продолжаться до скончания века — доколе не вскисло все.

Личный процесс:
Спаситель, через крещение во имя Пресвятой Троицы, дает небесную закваску — дары Св. Духа, силу благодати, — душе каждого человека, то есть главным способностям или силам человеческой души: разуму, чувству (сердцу) и воле («три меры»).
Все три силы души человеческой гармонично растут и поднимаются к небу, исполняясь светом разума, теплом любви и славой добрых дел, становясь сынами и дочерьми Божиими, наследниками Царства Небесного.

Господь дал в пример женщину потому, что женщина, как жена и мать, с любовью приготовляет домашний хлеб для чад и домочадцев, тогда как мужчина-пекарь готовит хлеб для продажи, рассчитывая на доход, на выгоду (По епископу Николаю Велимировичу).

Епископ Александр (Минелант):

“Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все” (Мф.13 :33).
   “Три меры муки” символизируют три душевные силы: ум, волю и чувства, которые благодать Божия преображает.
Она просвещает разум, открывая ему духовные истины, укрепляет волю в добрых делах, умиротворяет и очищает чувства, вселяя в человека светлую радость. Ничто на земле не поддается сравнению с благодатью Божией: земное питает и укрепляет тленное тело, а благодать Божия питает и укрепляет бессмертную душу человека.
Вот почему человек должен превыше всего дорожить благодатью Божией и быть готовым ради нее всем жертвовать, как об этом Господь рассказал в следующей притче о сокровище, скрытом в поле.

Гладков Б.И.:

Известно, что ничтожное количество закваски (дрожжей), положенное в громадное (сравнительно с закваской) по объему тесто, сообщает всему тесту свои свойства и возбуждает в нем брожение.
Так и малое стадо Христово(Ин. 6 :32 ; Лк. 12 :32), войдя в мир, создаст обширное Царство Божие на земле, долженствующее объединить все человечество..

Священник Константин Пархоменко:

Еврейская мера того времени имела объем примерно 14 литров. Три меры муки - это больше 40 килограммов.
Как сеятель сеет и у него много земли, так и женщина берет много муки!
Берет муку, закваску, вкладывает ее в тесто, и эта закваска все тесто изменяет, преображает.
Огромная работа! Опять любимая тема Евангелия - пир! Почему любимая?
Потому, что во времена Христа верили, что в Царствии Небесном будет пир, на котором мы будем гостями: будем пировать, радоваться.
Пиры Христа, которые Он устраивает, приглашая туда всех: и праведных и грешных, - предвосхищают Царствие Божие.

К этой теме имеет отношение и наша притча. Хозяйка готовит именно пир, потому что того теста, которое она замешивает, хватило бы на 100 человек.
И вот, смотрите: пир, многолюдное застолье - и все благодаря крошечному кусочку закваски.

О чем эта притча? О том, что Царствие Божие может преобразить весь мир .

Добавить комментарий:

Освальд Тярк

Источник: Тярк О.А. Избранные труды / Ред. Куликов В.Г. – В 2-х томах, М., 2005.

В Евангелиях от Матфея и Луки притчи о горчичном зерне и закваске находятся рядом. Обе притчи имеют, видимо, одно и то же учение, и поэтому мы можем рассматривать их совместно.
Предшествующие две притчи Иисуса Христа могли оставить отпечаток некоторой печали, что надежда на победу не очень велика. Но в притчах о горчичном зерне и о закваске содержится больше оптимизма и дается больше надежды на отрадный исход. Царство Небесное имеет в себе великую силу, хотя и скрытую. Обе притчи имеют один и тот же смысл: Царству Небесному надлежит расти из очень небольшого начала до великого конечного результата. При этом притча о горчичном зерне показывает видимый рост Царства Божия, а притча о закваске показывает преобразующее влияние Царства Божия на людей.
Притча о горчичном зерне
В Евангелии от Матфея эта притча дана нам в следующем изложении: “Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так-что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его” – Мф. 13, 31-32,
Относительно притчи могут возникнуть некоторые вопросы в связи с незначительной разницей в повествовании: по Евангелию от Матфея “горчичное зерно меньше всех семян”, а евангелист Марк говорит, что “оно меньше всех семян на земле”. Также может вызывать различные мнения и то, что горчичное зерно называют “деревом”, в ветвях которого могут укрыться птицы небесные – Мф. 13, 32.
Но смущаться могут лишь те, кто не видит величия мыслей Христа. Богослов Г.Х. Хулбард сравнивает таких толкователей с друзьями искусств, которые, рассматривая картину Леонардо да Винчи “Тайная вечеря”, начинают спорить о том, из какого материала сделана скатерть на столе, а великая идея художника не трогает их.
Горчичное зерно здесь является, без сомнения, чистым семенем горчицы, которая употребляется в растолченном виде в качестве приправы к пище. Богослов Майер и некоторые другие старались доказать, что здесь говорится о горчичном дереве. Но взгляд Майера не нашел подтверждения. Сравнение с обыкновенным горчичным семенем вполне удовлетворило Иисуса Христа. Зерно горчицы действительно очень маленькое, но оно, в самом деле, вырастает в очень большое растение, напоминающее дерево. Это однолетнее растение в Палестине порой вырастает до и выше трех метров в высоту. Профессор Хакетт пишет, что он своими собственными глазами видел, как птицы садились на ветви горчицы.
Ясно, что когда Христос говорил о горчичном зерне, то Он употребил знакомое слушателям понятие чего-то очень маленького – Мф. 17, 20; Лк. 17, 6. “Великий Учитель, – говорит богослов Брус, – показывал не только поразительное смирение и здравые взгляды, но и выдающуюся мудрость и сочувствие к тем, кого Он хотел учить”.
И, кажется, что никакое другое растение не подошло бы для сравнения лучше, чем горчичное зерно. Если бы Христос, например, взял в пример дуб, то это могучее дерево, пожалуй, передало бы величину и силу будущего Царства Божия, но жёлудь едва мог бы показать первоначальное его ничтожество. Горчичное же зерно настолько мало, что его на земле и не заметишь. Далее, если бы Христос взял, например, семя ветреницы, которое меньше горчичного семени, то из него вырастает только слабый цветок. Притча о горчичном семени замечательно выполнила свое назначение, и лучшего сравнения невозможно найти.
К счастью, у нас нет сомнения относительно духовного значения этой притчи. Царство Божие имеет очень малое начало, но оно обладает большой жизненной силой и вырастает в очень великое Царство.
Трудно поверить, что из такого малого начала может вырасти нечто великое. Рождение Иисуса Христа в Вифлееме было в общем незамеченным явлением. Но малость, к счастью, не является аргументом против истины. В этом малом начале, как в семени, скрывалась божественная жизнь. Это была малость не песчинки, но горчичного зерна. В зерне же содержалась жизнь. Господь в Своей премудрости часто использовал малое начало для больших духовных пробуждений.
Людям обычно свойственно восторгаться разного рода величием. Интересуются, например, какой самый большой город, какой самый длинный мост. “Сделаем себе имя” – этот мотив строителей Вавилонской башни в ходу и поныне – Быт. 11, 4. Но Бог открывает Царство Свое и в малых вещах, которыми нельзя пренебрегать. Так, капля воды под микроскопом выглядит как Венеция, на водных путях которой кипит жизнь. Атом представляет собой своего рода систему небесных тел, где электроны, подобно планетам, вращаются вокруг ядра.
Иисус Христос никогда не пренебрегал малыми вещами. Чаша холодной воды, один талант, лепта вдовы, вера, величиной с горчичное зерно – все это имеет определенную ценность в Его глазах.
Мы являемся свидетелями тому, что из малых семян на земле вырастают большие деревья. Подобный рост мы можем наблюдать и в духовной жизни. Пусть этим семенем будет библейский стих, который запал нам в душу, молитва матери или чей-нибудь добрый совет в критический момент.
Во времена земной жизни Иисуса Христа Царство Небесное имело очень малое распространение, но в нем содержалась божественная сила, давшая ему возможность превозмочь все препятствия. Оно выросло настолько, что превзошло все другие движения, казавшиеся тогда великими и важными. Сила этого роста не прекратилась и поныне.
Следует заметить, что в этой притче некоторые придают особое значение птицам. Но птицы символизируют здесь только силу и размеры растения. Та же мысль встречается и в Ветхом Завете – Иез. 17,22-24; 31, 3-14; Дан. 4,10 и др.
Притча о закваске
По Евангелию от Матфея притча о закваске гласит так: “Царство Небесное подобно закваске, которую женщина взявши положила в три меры муки, доколе не вскисло все” – Мф. 13, 33; Лк. 13, 20-21.
Содержание этой притчи было понятно каждой галилейской женщине. Обыкновенно повседневной заботой женщины было: встать рано утром и испечь хлеб для семьи. При приготовлении хлеба пользовались опарой или закваской, которую смешивали с тестом. Процесс скисания происходил медленно. Тесту нужно было постоять, “пока не вскисло все”.
Духовный смысл этой притчи для учеников, очевидно, был понятен, и они не спросили у Христа объяснения. Но позднее толкователи эту простую мысль превратили в очень непонятную. Они старались найти какую-то затаенную мысль в этих трех мерах муки.
По толкованию одних, эта притча символизирует собой дух, душу и тело; по толкованию других, Христос подразумевал иудеев, греков и самаритян. Как видно, нет предела воображениям толкователей. Но то, над чем ломали головы европейские теологи, было очень ясно для галилейских крестьянок.
Три меры муки брали для испечения хлеба на среднюю семью. Для Иисуса Христа было важно не количество муки, а действие закваски. Царство Божие имеет такое влияние, которое, проникая в человеческие сердца, подобно закваске, изменяет все проявления жизни.
Влияние Царства Божия передается от одного человека к другому, от сердца к сердцу. Поэтому притча о закваске является очень хорошим сравнением.
Еще мы должны обратить внимание на то, что Царство Божие приходит невидимо. “Не придет Царство Божие приметным образом” – Лк. 17, 20. Оно приходит незаметно, как правда, добродетель, любовь. Оно внутри нас, в наших сердцах. Однако через наши слова, дела и образ жизни невидимые ценности становятся видимыми и явными.
Иисус Христос проявляет Себя одинаково как в обыкновенном, так и в необыкновенном: цветы на полях – это результат таких же дел Божиих, как и исцеление больных. Он свободен от сенсации. Идеи Царства Божия проявляются бесшумно, как соль или свет. О Самом Господе сказано: “Не воспрекословит, ни возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его” – Мф. 12, 19. Великие созидательные дела Божий совершаются в тишине. Неслышно наступает весна и творит все новое. Но когда Бог будет творить суд, “тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся” – 2 Пет. 3, 10.
Влияние Царства Божия захватывающее. Одно зажженное сердце зажигает другое. Так Иисус Христос по дороге в Эммаус зажег сердца двух мужей. В Пятидесятницу Он зажег сто двадцать сердец, и таким образом к вечеру было зажжено уже три тысячи душ. Проблему христианского благовестия разрешает всепроникающая сила Христа. Но только зажженные сердца могут зажечь других, и только пропитанное закваской тесто может передать дальше эту удивительную силу. Сухая мука ничего не преобразует.
Но насколько далеко распространяется влияние Царства Божия? Христос сказал: “Пока не вскисло все”. Слов “все” означает весь мир.
Но разве Царство Божие смогло повлиять на всех людей и на все проявления жизни в этом мире? В известной степени – да. Например, больницы в первую очередь построили христиане, и теперь больницы имеются везде. Моральные нормы христианской веры распространились по всему миру.
Но можем ли мы ожидать времени, когда все проявления жизни в этом мире изменятся и станут претворением воли Христа? При разрешении таких вопросов мы должны основываться не на отдельных притчах, а на всем учении Нового Завета.
По Божьему плану в наше время прежде осуществляется создание Церкви, и это означает – собирание из мира избранных. А пришествие Царства Божия является делом Самого Бога. Эта притча учит, что влияние Царства Божия исходит из одной среды и своим преобразующим влиянием охватывает все, что поддается этому влиянию.
Закваска была тем, что находилось вне муки и что вложили в муку. Влияние Царствия Божия проникло в человечество извне, благодаря делу Самого Бога. Совершенное Им дело – это небесный подарок людям, а не их достижение. Господь достигает того, чего люди даже всеми своими способностями никогда не достигнут. К нам явилась с неба преобразующая сила, и блаженны те, кто ее принимает.

Когда Иисусу случалось говорить с умудренными книжниками, которые думали, что знают о Боге все, Он пользовался теми же словами и доводами, что и они. Когда же Он учил простых людей, то говорил с ними притчами, объясняя тайны Царства Божиего. Тот, кто даст себе труд задуматься, увидит, как в этих притчах открываются вечные истины. Каждая притча изображает что-либо так, что помогает нам узнать больше о Царстве Божием.

Я скажу вам, чему его можно уподобить, - сказал однажды Иисус. - Царство Божие подобно закваске, которую женщина кладет в тесто, когда делает хлеб.

Все понимающе закивали. Женщины, стоявшие в толпе подле Иисуса, пекли хлеб каждый день, а дети помогали им. Каждый мужчина в детстве видел, как делает хлеб его мать.

Вы, конечно, знаете, как это делается, - продолжал Иисус. - Женщина берет немного закваски и кладет ее в большой горшок с тестом. Через некоторое время происходит удивительная вещь. Тесто начинает бродить, а потом поднимается, и его становится вдвое больше, чем было. Так же и Царство Божие, до времени скрытое от людей. Вы можете не замечать, как творит Господь, но жизнь полностью изменится, и Царство Божие будет расти и подниматься, движимое могуществом Божьим.

Притча о закваске

Господь Иисус Христос разъясняя учение о Царстве Божием сказал: "Чему уподоблю Царство Божие? Царство Божие подобно закваске, которую женщина взявши положила в три меры муки, доколе не вскисло все".

Проста и кратка эта притча, но глубокий двоякий смысл заключен в ней: обще-исторический процесс спасения людей и личный процесс спасения каждого человека.

Исторический процесс: После всемирного потопа от сыновей Ноевых - Сима, Хама и Иафета произошли три расы человеческого рода: семиты, хамиты и иафетиты. Они и есть три меры муки, в которые Христос влагает Свою небесную закваску - Святого Духа, влагает всем расам человеческим, без всякого ограничения и исключения.

Как женщина при помощи закваски превращает обычную естественную муку в хлеб, так и Христос при помощи Духа Святого превращает обычных естественных людей в сынов Божиих, в бессмертных жителей Царства Небесного.

Процесс закваски начался в день Сошествия Святого Духа на апостолов и продолжается до наших дней, и будет продолжаться до скончания века - доколе не вскисло все .

Личный процесс: Спаситель, через крещение во имя Пресвятой Троицы, дает небесную закваску - дары Св. Духа, силу благодати, - душе каждого человека, т. е. главным способностям или силам человеческой души: разуму, чувству (сердцу) и воле ("три меры "). Все три силы души человеческой гармонично растут и поднимаются к небу, исполняясь светом разума, теплом любви и славой добрых дел, становясь сынами и дочерьми Божиими, наследниками Царства Небесного.

Господь дал в пример женщину потому, что женщина, как жена и мать, с любовью приготовляет домашний хлеб для чад и домочадцев, тогда как мужчина-пекарь готовит хлеб для продажи, рассчитывая на доход, на выгоду.

(По епископу Николаю Велимировичу.)

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Матфея, гл. 13, 33; от Луки, гл. 13, 20-21.

Из книги Священная Библейская история Нового Завета автора Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Притча о закваске. Мф. 13: 33 «Царство Небесное, - продолжает Господь, - подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все».Эта притча Господня по внешней своей форме настолько проста, что была доступна для понимания каждой хозяйке

Из книги Священное писание Нового Завета автора Милеант Александр

О Закваске «Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все». «Три меры муки» символизируют три душевные силы: ум, волю и чувства, которые благодать Божия преображает. Она просвещает разум, открывая ему духовные

Из книги Четвероевангелие автора (Таушев) Аверкий

Из книги Наглядные уроки Христа автора Уайт Елена

«ПОДОБНО ЗАКВАСКЕ» Основано на Еванг. Матф. 13:33; Луки 13:20-21. Многие образованные и влиятельные люди приходили послушать галилейского Пророка. Некоторые из них смотрели с любопытством и интересом на множество народа, который собирался около Христа, когда Он учил у моря. В

Из книги Закон Божий автора Слободской Протоиерей Серафим

Притча о закваске Господь Иисус Христос разъясняя учение о Царстве Божием сказал: "Чему уподоблю Царство Божие? Царство Божие подобно закваске, которую женщина взявши положила в три меры муки, доколе не вскисло все".Проста и кратка эта притча, но глубокий двоякий смысл

Из книги Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. автора (Таушев) Аверкий

Притча о закваске (Матф. 13:33-35; Марк. 4:33-34; Луки 13:20-21). Точно такой же смысл имеет и притча о закваске. «Как закваска, - говорит св. Златоуст, - большому количеству муки сообщает свои свойства, так и вы (Апостолы) преобразите целый мир». Точно так же и в душе каждого отдельного

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

33. Притча о закваске 33. Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё. (Лк. 13:20, 21). Обыкновенно думают, - и это мнение правильно, - что в предыдущих притчах изображается внешний рост Царства

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

Притча о закваске 33 И такую еще притчу рассказал Иисус: «Царство Небесное сравнимо с закваской, которую женщина взяла, смешала с тремя мерами муки, пока не заквасилось всё тесто».34 Все это Иисус поведал народу в притчах, без притчи Он им не говорил ничего. 35 Так исполнилось

Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора Библия

Притчи о горчичном зерне и закваске 18 «Чему подобно Царство Божие? - продолжал Иисус. - С чем Мне сравнить его? 19 Оно похоже на горчичное зерно, которое человек взял и посадил в своем саду, и оно выросло, и стало деревом, и птицы поднебесные гнездились в ветвях его».20 И еще

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

Притча о закваске (Мк. 4:33–34; Лк. 13:20–21)33 И ещё одну притчу рассказал им Иса:- Царство Всевышнего как закваска, которую женщина смешала с большим количеством d муки, чтобы вскисло всё тесто.34 Всё это Иса говорил народу в притчах и ничего не объяснял без притч, 35 чтобы

Из книги Толкование Евангелия автора Гладков Борис Ильич

Притча о горчичном зерне и о закваске (Мат. 13:31–33; Мк. 4:30–32)18 Затем Иса сказал:- На что похоже Царство Всевышнего? С чем можно его сравнить? 19 Оно как горчичное зерно, которое человек взял и посеял в своём саду. Зерно выросло и превратилось в настоящее дерево, так что даже

Из книги автора

Притча о закваске (Мк. 4:33–34; Лк. 13:20–21)33 Иисус рассказал им еще одну притчу:- Царство Небесное как закваска, которую женщина смешала с тремя мерами муки c, чтобы вскисло все тесто.34 Все это Иисус говорил народу в притчах и ничего не объяснял без притч, 35 чтобы исполнилось

Из книги автора

Притча о горчичном зерне и о закваске (Мат. 13:31–33; Мк. 4:30–32)18 Затем Иисус сказал:- На что похоже Божье Царство? С чем можно его сравнить? 19 Оно как горчичное зерно, которое человек взял и посеял в своем саду. Зерно выросло и превратилось в дерево, так что даже птицы небесные

Из книги автора

ГЛАВА 31. Притчи о заблудшей овце и о потерянной драхме. Притча о блудном сыне. Притча о неверном управителе Ропот фарисеев и книжников на Иисуса за общение Его с грешникамиКуда бы Иисус ни пришел, всюду к Нему собирались несметные толпы народа. В толпе всегда были фарисеи и

Из книги автора

Глава 32. Последнее путешествие Иисуса в Иерусалим. Исцеление десяти прокаженных. Притча о судье неправедной. Притча о фарисее и мытаре. Беседа с богатым юношей и учениками о богатстве. Притча о работниках в винограднике Служение Иисуса приходило к концу. Ему надлежало

Из книги автора

ГЛАВА 36. Беседы в храме. Притча о двух сыновьях. Притча о злых виноградарях. Речь о камне, отвергнутом строителями. Притча о брачном пире. Ответ Иисуса фарисеям о подати кесарю. Ответ саддукеям о воскресении. Ответ законнику о наибольшей заповеди. Речь о Христе: чей Он Сын?



error: Контент защищен !!